Каталог статей

к.э.н., доцент Строева О.А.
Орловский государственный институт экономики и торговли

Моделирование стратегии развития региональных экономических систем

Процессы глобального развития, охватившие все регионы, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития. Известно довольно много предложений относительно того, как должна выглядеть модель стратегического развития региональных экономических систем.

Несмотря на определенные отличия в их, и подобных им подходах к стратегическому развитию, общего в них гораздо больше. Прежде всего, на наш взгляд, что в данных моделях выделяется три стадии процесса стратегического развития: стадия стратегического планирования (разработка стратегии, стратегический анализ и выбор); стадия стратегической организации и настройки системы в соответствии с выбранной стратегией (внедрение стратегии, реализации стратегии); стадия стратегического контроля и регулирования (оценка стратегии, мониторинг и оценка исполнения).

На стадии стратегического планирования определяются стратегии путем установления миссии, анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ.

На стадии стратегической организации выполняется приведение всех ресурсов и связей, всех целей, задач и областей ответственности работников в полное соответствие с выбранной стратегией. Здесь же проводятся необходимые институциональные изменения в региональных экономических системах.

Институциональные изменения, происходившие в ходе рыночных преобразований, находят свое воплощение именно в характере региональных экономических систем, которые неизбежно «впитывают» в себя рыночные формы, особенности новых экономических отношений.

Автор считает исходным пунктом процесса стратегического развития зарождение и формулирование бизнес-идеи региональных экономических систем. На основе бизнес-идеи появляются целевые установки региональных экономических систем, те результаты, которые они хотели бы получить в результате своей деятельности. Затем исходя из оценки позиций, на которых в данный момент находятся региональные экономические системы в стратегическом пространстве своего бизнеса, а также своих целевых установок, определяются ее стратегии.

Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям, то дальнейшая ее оценка проводится по обобщенному алгоритму выбору альтернатив развития.

Главной идеей, предлагаемой является согласование стратегических целей региональной экономической системы с общей целью развития регионов России. Таким образом, выстраивается «вертикаль интересов», задачей которой становится создание предпосылок для заинтересованности всех уровней иерархии в достижении взаимоувязанных стратегических целей.

На вершине «вертикали интересов» властные федеральные структуры определяют стратегию предпочтительных государственного, общественного и экономического порядков, которые в наибольшей степени соответствуют историческим тенденциям развития государственности, общественных отношений и национальной экономики, менталитету народов страны, экономико-географическому и геополитическому положению страны.

Принятая стратегия становится источником формирования стратегических целей развития страны и, в частности, стратегических целей развития региональной экономики. Для реализации стратегических целей на федеральном уровне исполнительная и законодательная ветви власти формируют систему законодательных актов, регламентирующих принципы осуществления экономической деятельности в стране, а также правовых механизмов их реализации.

Исполнительная власть разрабатывает индикативные стратегические планы развития национальной экономики страны, а также законодательно устанавливаемую систему преференций для регионов, отраслей, корпораций, региональных комплексов, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики на рынках товаров, услуг, капиталов.

При разработке индикативных региональных планов экономического развития учитываются интересы федерального уровня, обусловленные стратегическими целями страны, а также интересы региональных экономических систем и организаций, с которыми регион осуществляет взаимовыгодные партнерские отношения. Гармонизация указанных интересов в индикативном стратегическом плане региона достигается включением в него спектра соответствующих этим интересам внутренних и внешних региональных стратегических зон хозяйствования, в обслуживании которых заинтересованы экономические агенты отраслей региональной экономики.

Нижний уровень «вертикали интересов» представлен хозяйствующими субъектами, функционирующими в региональных экономических системах. Интересы региональных экономических систем воплощаются в соответствии с принятой миссией каждого хозяйствующего субъекта функционирующего в регионе.

Поскольку в предлагаемой стратегии региональная экономическая политика, определяемая во многом складывающимся в стране экономическим порядком, отражает интересы субъекта Федерации и федерального центра, можно утверждать, что такое поведение соответствует стратегическим интересам национальной экономики, интересам региона и его партнеров, а также собственным интересам.

Из-за неопределенности декларируемых «рыночных отношений», к которым переходит экономика России, возникает непоследовательность экономической политики государства, снижается эффективность мер государственного регулирования национальной экономики. При определении приоритетов кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, социальной политики порой преобладают политические пристрастия тех или иных групп, партий, отдельных личностей. Все это, в конечном счете, отрицательно влияет на процесс интеграции национальной экономики России в мировое экономическое сообщество.

Такое положение отрицательно сказывается и на деятельности региональных экономических систем. Долговременные стратегические решения откладываются на неопределенное время, так сказать, «до лучших времен». Вместе с тем такие времена для региональных экономических систем могут и не наступить: он окажется несостоятельным со всеми вытекающими отсюда последствиями банкротства.

Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономической и политической системах страны, создания нового подхода к проблемам развития регионов, разработки принципиально новой региональной политики. Однако, региональная экономическая политика в России еще не получила должного и всестороннего обоснования. Главной причиной этого является, по нашему мнению, отсутствие регламентированных научно-обоснованных методов, способов и приемов формирования региональной экономической политики на местах.

На наш взгляд, с позиции выделения стратегических задач государственного развития наибольшую актуальность приобретает разработка эффективных подходов, методологии прогнозирования на основе использования ряда индикаторов. «Регулирование территориального развития следует понимать как специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения».

При этом, в методологии экономических измерений применяются три основных подхода для отражения множества характеристик региональных уровней развития благосостояния: выделение главного индикатора и фиксирование (или регулирование) значений других существенных индикаторов в виде ограничительных условий; например, главным индикатором может быть выбрана величина ВРП, а ограничительными условиями (в виде минимально необходимых уровней) могут быть обеспечение населения жильем и социальной инфраструктурой, условия труда (с точки зрения комфортности, безопасности и т.п.), качество окружающей среды и др.; многоцелевая оптимизация по нескольким индикаторам как процедура достижения наилучших состояний экономического развития с учетом компромисса между целевыми индикаторами; построение интегрированных (сводных) экономических индикаторов.

При этом, первые два подхода находят применение в математическом моделировании развития регионов и многорегиональных систем. Третий подход включает перечень систем общих индикаторов, формирующихся по следующим блокам: общий уровень развития региона; состояние важнейших отраслей производства; финансовое положение региона; инвестиционная активность; доходы населения; занятость и рынок труда; состояние социальной сферы; экологическая ситуация; международная экономическая активность.

На наш взгляд, регулирование развития регионов представляет собой сложную систему, включающую влияние на условия и факторы функционирования экономики региона, обеспечивающее повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого воспроизводства товарных, природных, трудовых ресурсов данной территории.

В связи с этим, под региональной экономической политикой следует рассматривать совокупность целей, задач и методов воздействия органов государственной власти, отражающую интересы государства на региональном уровне.

В качестве основных направлений региональной политики на уровне федерации выделены: обеспечение экономических, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантии социальных прав граждан независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий поляризации экономического развития регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды; приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение для государства и т.д.

Стратегия регионального развития страны находит отражение в федеральных программах, а также в целевых программах экономического развития субъектов РФ, утверждаемых на федеральном уровне и имеющих статус национальных.

Принципы советского планирования ушли в прошлое, однако и сегодня, в условиях рыночной экономики, становится очевидным необходимость государственного регулирования. В современных условиях оно принимает характер программного планирования (прогнозирования) на основе индикативного принципа. Данный принцип положен в основу большинства принимаемых и разрабатываемых программ.

Модель стратегии развития региональных экономических систем основывается на системном сочетании экономических, социально-психологических, административных и идеологических подходов; гармонизации рыночных и прогностических показателей и программ; анализе существующего положения и перспектив развития.

В региональных экономических системах выбор приоритетных направлений завит от специфических условий – природно-климатических, экономических, политических, ресурсных, социальных. В данных системах стратегия представлена в виде краткосрочных и среднесрочных программ, концепций, конкретных действий по обеспечению развития экономики региона. Разрабатываются индикативные планы развития экономической сферы региона и система преференций для экономических агентов, способствующих достижению стратегических целей, поставленных в этих планах; пакеты взаимоувязанных законодательных актов и правовые механизмы регионального значения, которые регламентируют основы экономической политики в регионе.

Но нельзя рассматривать стратегию региональных экономических систем в отрыве от федерального уровня и уровня хозяйствующих субъектов. Для которых есть также свои приоритетные направления, которые определяет на федеральном уровне Президент и Правительство РФ, а в хозяйствующих субъектах руководство. Каждый уровень имеет свои стратегии, все виды должны быть взаимоувязаны.

На федеральном уровне стратегии, представляют собой, согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно–исследовательских, проектных, производственных, социально–экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, реализуемых при активной поддержке государства и обеспечивающих эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или регионального уровня.

На уровне хозяйствующих субъектом стратегии, проявляются в подходах к принятию решений, затрагивающих жизненно важные интересы, в порядке распределения ресурсов, в системе производственно-коммерческих приоритетов, а также на обеспечение конкурентных преимуществ.

Для внедрения стратегий необходим механизм для реализации и контроля, при чем на федеральном уровне формируется система законодательных актов, регламентирующая принципы осуществления экономической деятельности в стране, а также правовых механизмов ее реализации.

Разрабатывает индикативные стратегические планы развития национальной экономики страны, а также законодательно устанавливаемую систему преференций для регионов, отраслей, корпораций, предприятий, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики. На уровне хозяйствующих субъектов руководство инициирует и реализует стратегии, и с помощью различных методов привлекает весь имеющийся ресурсный, производственный и трудовой потенциал; анализирует результаты; предлагает корректировки.