Каталог статей

Аспирант Руднев Р. В.
Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Взаимодействие субъектов сферы малоэтажного жилищного строительства

Проблема улучшения жилищных условий граждан с каждым годом становится все более актуальной. Решением этого вопроса могло бы стать обеспечение нуждающихся граждан малоэтажным жильем (индивидуальным домом или коттеджем). Процессу развития малоэтажного индивидуального строительства в России препятствует широкий круг проблем, связанных в большей степени с отсутствием системной работы на данном направлении.

Для решения подобных проблем принимаются новые нормативно-правовые акты и создаются новые институты, которые призваны управлять процессами развития малоэтажного строительства.

Так, недавно принятый, федеральный закон №161 «О содействии развитию жилищного строительства», регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) как института развития.

Фонд РЖС содействует развитию жилищного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инженерной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.

В соответствии с поставленными задачами предусмотрена реализация организационных и инвестиционных и других мероприятий. Система же организационных мероприятий направлена на консолидацию усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по комплексному решению проблем выделения и освоения земельных участков под малоэтажное индивидуальное строительство и их градостроительного оформления, проблем низкого уровня спроса на дома малоэтажной индивидуальной застройки.

Закон закрепляет взаимодействие различных участников малоэтажного строительства между собой.

Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:

1) образование земельных участков из находящихся в федеральной собственности земельных участков;

2) досрочное расторжение договоров аренды либо принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которые предоставлены организациям;

3) досрочное расторжение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении объектов недвижимого имущества, которые закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организациями либо изъятие таких объектов;

4) снос объектов недвижимого имущества;

5) предоставление земельных участков для жилищного строительства в собственность, аренду или безвозмездное срочное пользование в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом определенных ограничений;

6) продажа для жилищного строительства объектов недвижимого имущества одновременно с земельными участками, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества, на аукционе.

Помимо рассмотренных взаимоотношений, тесное взаимодействие прослеживается между региональными и муниципальными властями. Яркими примерами такой работы служат принятые во многих регионах программы по развитию малоэтажного строительства. В Орловской области – это областная целевая программа «Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010 годах», которая действительно актуальна для региона, имеющего сельскохозяйственную направленность и в связи с необходимостью активизации этого направления жилищного строительства.

Как уже подчеркивалось ранее, важным условием развития малоэтажного индивидуального строительства является наличие пригодных под застройку земельных участков. Поэтому с целью инвентаризации, рационального использования территорий и комплексного их освоения органы исполнительной власти субъекта и муниципалитетов совместно должны осуществлять:

1) выявление на территориях поселений неосваиваемых земельных участков и составление их реестров;

2) выявление за границей городской черты (черты населенного пункта), на межселенных территориях муниципальных районов, в пригородах крупных населенных пунктов пригодные для строительства и не используемые по прямому назначению земельные участки сельскохозяйственного назначения и осуществление их перевода в категорию земель поселений;

3) выявление недостроенных объектов малоэтажного индивидуального строительства высокой степени готовности с целью завершения их строительства;

4) консолидирование всех используемых средств и механизмов стимулирования малоэтажного строительства;

5) рассмотрение возможности оказания поддержки администрациям муниципальных образований при разработке генеральных планов.

Помимо властных структур, бизнес также является неотъемлемой частью системы развития малоэтажного строительства. Институтом, объединившим всех коммерческих субъектов, заинтересованных в развитие этого направления народного хозяйства стало Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), в состав которого вошли организации самого разного профиля: от девелоперов и производителей стройматериалов до финансовых и страховых компаний.

Задача Агентства - объединить участников рынка для выработки единых стандартов качества и безопасности жилья, создания прозрачной и понятной системы ипотеки, внедрения новых прогрессивных строительных технологий. По сути, НАМИКС - это переговорная площадка для всех игроков рынка, возможность выстроить диалог бизнеса и власти. Ситуация на рынке малоэтажного строительства кардинально изменится только тогда, когда соответствующие решения будут приняты всеми сторонами переговоров.

Рассматривая взаимодействие властных структур, бизнеса и институтов развития малоэтажного жилищного строительства в современном законодательном поле, становится видно, что принимаемые в настоящее время программы учитывают глубину и многообразие сложившихся связей всех городских и сельских населенных пунктов, общность и различия интересов проживающего там населения, а также сложные градостроительные и транспортно-инженерные условия расселения. В соответствии с такой комплексной оценкой эколого-градостроительной ситуации и прогнозами развития массового малоэтажного жилищного строительства на долгосрочную перспективу могут быть выявлены возможности расселения в малоэтажном фонде для многих сотен тысяч граждан нашей страны, столкнувшихся сейчас с этой проблемой.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"
  2. Закону Орловской области "Об областной целевой программе "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008 – 2010 годах" от 6 декабря 2007 года № 734-ОЗ
  3. URL: [сылка более недоступна}
  4. URL: [сылка более недоступна}
  5. URL: [сылка более недоступна}
  6. URL: [сылка более недоступна}
  7. URL: [сылка более недоступна}