Каталог статей

Ярославская О. И.
Научный руководитель ассистент каф. ИСТУ Волкогон Ю. Г.
Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Интернет-банкинг как неотъемлемая часть деятельности банков

В работе рассмотрены сведенья об Интернет-банкинге сервисе и его значения в работе банков и дальнейшем развитии и функционировании экономике. Активное внедрение онлайновых услуг поможет банкам увеличить клиентскую базу и снизить расходы на содержание сети отделений. Для оперативного управления бизнесом, упрощения работы бухгалтерии предприятия, проведения операций по счету без посещения банка этот сервис подходит лучше всего.

Интернет-банкинг – это:

  • возможность осуществлять платежи, получать выписки по счету и оборотно-сальдовые ведомости за любой период в режиме on-line при наличии доступа в Интернет;
  • наличие в системе Интернет-банкинг справочников ваших контрагентов, а также возможность копирования существующих документов значительно сэкономят время на подготовку платежных документов и отправку их в банк; функция обмена документами с бухгалтерскими программами позволяет значительно упростить работу бухгалтерии;
  • высокий уровень защиты информации от несанкционированного доступа; возможность регистрации в системе Интернет-банкинг необходимого количества пользователей с разными уровнями полномочий в зависимости от потребностей организации.

Данная тема достаточно актуальна на сегодняшнем этапе развития экономики и бизнеса, так как в ввиду отсутствия в начале 90-х годов развитой банковской телекоммуникационной сети и автоматизированных банковских систем, организациям приходилось осуществлять передачу банковских расчетно-денежных документов через почтовые отделения связи, что иногда приводило либо к утере расчетно-денежных документов, либо к проведению платежей между хозяйствующими субъектами сроком до 1–2 месяцев. В результате такого состояния дел многие предприятия и организации, занимающиеся бизнесом, не по своей вине подвергались неоправданному риску экономических санкций за несвоевременность расчетов за поставленный товар или оказанные услуги, т.е. оборачиваемость денежных средств была очень низкой, и в связи, с чем в банковскую практику был даже введен такой термин как "деньги в пути".

В целях исправления сложившейся ситуации и изучив успешную международную практику построения банковской телекоммуникационной сети и автоматизированных банковских систем в наиболее развитых странах правительство страны приняло постановление "О мерах по совершенствованию банковских систем и стабилизации денежно-кредитных отношений" в соответствии с которым была разработана общая концепция компьютеризации банковской системы.

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития и вступление общества в мир информационных технологий достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг». Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.[2]

Сегодня c помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения. Системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

Современные технологии программно-аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы прежде всего банки – поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию. [1]

Обслуживать частных клиентов через Сеть пока готовы немногие украинские банки. Однако в ближайшие два года ситуация изменится. Развитию интернет-банкинга будут способствовать два фактора: приход в Украину преуспевших в нем западных игроков и стремительный рост количества пользователей Всемирной паутиной.

Интернет-банкинг для частных лиц в Украине начал развиваться лишь три года назад. Благодаря ему владелец счета может получить быстрый доступ к информации о состоянии счета, перевести деньги на любой другой счет, в том числе оплатить необходимые услуги. По оценкам «Эксперта», которые базируются на опросах банков, предоставляющих эту услугу, у нас интернет-банкингом пользуются примерно полмиллиона человек. К он-лайн услугам крупнейшего оператора рынка — ПриватБанка — обращаются всего четыре процента его клиентов-физлиц, а, к примеру, в шведском Swedbank к интернет-банкингу подключены 49% частных клиентов. В России интернет-банкинг ниже, чем в Украине. По данным аналитического еженедельника Smart Money, в первом полугодии 2008-го интернет-банкингом пользовались лишь сто пятьдесят пять тысяч украинцев.[6]

Полноценными системами интернет-банкинга располагают лишь три-четыре украинских банка. Остальные финучреждения предлагают усеченные решения с ограниченным функциональным наполнением. В том или ином виде интернет-банкинг доступен клиентам ВАБанка, Международного коммерческого банка, Икар-банка, Кредитпромбанка, Первого Украинского Международного банка, Правэкс-Банка, банков «Аваль», «Львiв», «Надра», «Финансы и Кредит». Однако большая часть пользователей интернет-банкингом в Украине — это клиенты входящих в пятерку крупнейших в стране ПриватБанка, УкрСиббанка и Укрэксимбанка. Эти финансовые институты внедрили системы интернет-банкинга, позволяющие совершать множество операций, не посещая банковские отделения.

С помощью «Финансового портала» Укрэксимбанка можно получать выписки по счетам, заказывать SMS- и E-mail-информирование, а также проводить платежи в национальной валюте с текущих счетов и в любой валюте между собственными счетами, блокировать/разблокировать платежные карточки, устанавливать лимиты на выдачу наличных. с помощью «Финансового портала» Укрэксимбанка можно получать выписки по счетам, заказывать SMS- и E-mail-информирование, а также проводить платежи в национальной валюте с текущих счетов и в любой валюте между собственными счетами, блокировать/разблокировать платежные карточки, устанавливать лимиты на выдачу наличных. Две трети пользователей интернет-банкингом в Укрэксимбанке — частные лица. Через Сеть украинцы чаще всего оплачивают услуги мобильной связи и коммунальные счета.[3]

Себестоимость интернет-банкинга ниже, чем затраты на обслуживание банкоматной сети. Интернет-банкинг не предполагает расходов на содержание, инкассацию, а также страхование банкоматов. Поэтому Интернет — дешевый канал продаж для банк.

Так что в ближайшее время этот сегмент будет стремительно расти. Как свидетельствует опыт стран Восточной Европы, через два года все отечественные банки из первой тридцатки будут предлагать клиентам осуществлять банковские операции через Интернет. А клиенты самых продвинутых розничных банков через Сеть смогут даже оформлять кредиты, как это уже происходит в России. По прогнозам экспертов, введение различных онлайновых банковских услуг позволит отечественным банкам увеличить клиентскую базу на тридцать-сорок процентов.

Таким образом на основе проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что в банковских услугах нуждаются не только крупные клиенты, но и физические лица, частные предприниматели, малые и средние предприятия, в общем, все те, кто имеет небольшие обороты, но несмотря на это вправе рассчитывать на удобный сервис и должное внимание со стороны банка. Стремительно ворвавшийся в нашу жизнь Интернет позволяет обслуживать массового клиента, и предоставлять большинство услуг розничного обслуживания. А растущая популярность интернет-банкинга во всем мире лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос.

Литература:

  1. Основы теории «электронного документа». Фатьянов А. //Банковские технологии. –2000. -№ 2.
  2. Банковское дело: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. Интернет-банкинг:преимущества и недостатки онлайн систем - [сылка более недоступна}
  4. Самыгин С.И., Перов Г.О. Социология. Экспресс справочник для студентов ВУЗОВ //Ростов-на-Дону., 2002
  5. Интернет-банкинг https://online.ukrsotsbank.com/frontend2/frontend
  6. С Интернетом по банкам. Каширская Е. // интернет публикация.- ">[сылка более недоступна} ru/publications/read/126. stm