< <Процессы модернизации государственных предприятий энергетической отрасли и необходимость повышения квалификации госсужащих
Каталог статей

Ковтун В.

Процессы модернизации государственных предприятий энергетической отрасли и необходимость повышения квалификации госсужащих

Такая функция управления как принятие решений должна быть адекватна изменяющимся условиям, поэтому становится невозможным использовать одни и те же инструменты управления длительное время. Государству требуется синтезировать обновление существующих систем управления, быстро реагируя на изменяющиеся условия рыночной среды. Поэтому использование экономико-математических методов моделирования при обосновании управленческих решений позволяет значительно ускорить процесс принятия решений, одновременно повышая качество принимаемых решений. Однако это выдвигает особые требования к подготовке государственных служащих, работающих в сферах, где от принятого решения зависит дальнейшее развитие не только одного предприятия, но и всей отрасли.

Для исследования были выбраны предприятия сферы энергетики. Данный выбор обусловлен тем, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является стратегическим комплексом для любого государства и это накладывает определенные требования к процедуре и качеству принятия решений на любом уровне управления предприятиями ТЭК.

Постоянные проблемы в сфере обеспечения нефтью и газом заставляют всерьез задуматься над повышением эффективности работы предприятий электроэнергетики и внедрении энергосберегающих технологий. Поэтому в современных условиях функционирования экономики Украины особо важным становится вопрос проведения модернизации предприятий, а вместе с этим возрастает актуальность вопроса модернизации персонала.

Актуальность темы исследования подтверждается положениями Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года. Так, согласно разделу XIV Энергетической стратегии Украины, топливно-энергетический комплекс характеризуется высокой наукоемкостью технологических процессов, поэтому эффективность его работы определяется интеллектуальным уровнем кадрового состава, который обеспечивает научное сопровождение и научную поддержку всех направлений производственной деятельности, которая осуществляется отраслевой наукой [1, с.120].

При исследовании возможности успешной реализации программы модернизации на предприятии выделены отдельные составляющие, характеризующие конкретные явления и процессы (исследование показателей состояния фондов, анализ коэффициента использования установленной мощности, потерь в КПД из-за проекта и конструкции, изучение роли персонала). Воздействие на эти составляющие оказывает существенный эффект и приносит определенные результаты.

Цель исследований - разработка экономико-математической модели для обоснования принятия управленческих решений по модернизации предприятий ТЭК с выделением особой роли управленческого персонала в реализации программ модернизации на предприятиях.

Задачи исследования были следующие:

  • выделить факторы, оказывающие влияние на конечный объем производства и определить их взаимозависимость;
  • обоснование необходимости повышения квалификации персонала в процессе реализации программы модернизации предприятий;
  • проанализировать изменение внутренней стоимости предприятия в процессе проведения программы модернизации, в том числе с учетом нематериального актива – профессионализма трудового коллектива.

Следует отметить, что уровень профессионализма государственных служащих-руководителей госпредприятий в нашей стране пока что практически не учитывается как один из основных факторов, влияющих на общую оценку работы предприятия, хотя изучению роли персонала, необходимости повышения квалификации, анализу социально-трудовых аспектов в управлении предприятием уделено немало работ зарубежных и отечественных экономистов.

Одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора на современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.

Задача развития госсужащих, работающих на государственных предприятиях, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственный управленческий потенциал требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений.

Существует необходимость повышения роли образования управленческого персонала (госслужащих разного уровня управления на предприятии) при реализации программ модернизации.

Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы. В последнее время особую актуальность приобрела модернизация персонала - переобучение и повышение квалификации персонала, - в связи с тем, что процесс проведения модернизации оборудования не возможен без соответствующего повышения квалификации и обучения персонала.

Модернизация в целом приводит к росту производственной мощности и уменьшению потерь предприятия.

Модернизация персонала имеет следующие цели:

  • переобучение персонала;
  • повышение квалификации персонала;
  • приведение уровня квалификации персонала в процессе проведения модернизации производства в соответствии с требованиями новой техники и технологии.

Проведенная модернизация производства и руководство, не готовое работать на обновленном предприятии вследствие несоответствующего уровня образования это: снижение объемов производства, низкий уровень принятия решений, несвоевременный мониторинг и анализ текущей ситуации.

Собственно определить уровень профессионализма руководящих кадров – это построить многофакторную модель, отражающую особенности руководящего потенциала предприятия. В данном случае для построения модели, отражающей особенности развития управленцев, взят коэффициент текучести, потому что чем выше коэффициент текучести, тем менее сплочен и менее профессионален коллектив, тем меньше более квалифицированные кадры могут контролировать ход производственных процессов и передавать имеющиеся знания вновь прибывшим. Постоянные смены руководителей разного уровня управления не позволяют в полной мере узнать все особенности производства и воплотить их в практических действиях.

Снизить коэффициент текучести можно грамотной кадровой политикой, которая наиболее эффективно может быть реализована в работе по повышению квалификации управленческого персонала. Уже давно доказано, что госслужащий, получивший возможность повысить свою квалификацию, получает мотивацию для дальнейшего карьерного роста и, соответственно, связывает свое будущее с организацией, где возможен карьерный рост. Развитие карьеры – повышение заработной платы. Таким образом, госслужащий реализует все свои основные потребности.

При модернизации предприятия у руководства предприятия также возникает потребность повысить квалификацию, соответственно, грамотная программа модернизации предприятия должна учитывать затраты на повышение квалификации руководства, чтобы достигнуть того уровня профессионализма, который необходим для качественной работы модернизируемого предприятия, что отмечает проф. О.А. Орлов, рассматривая резервы роста производственной мощности [2, с.60].

Анализируя затраты на образование персонала на исследуемых предприятиях и распределение средств на обучение персонала по программе модернизации, а также используя коэффициент текучести кадров, можно построить линейную модель зависимости уровня текучести кадров от затрат на обучение персонала:

(1)

И выразить затем ее при помощи системы уравнений:

(2)

где а - коэффициент текучести при существующей системе использования персонала,

в - изменение коэффициента текучести при повышении затрат на образование персонала на единицу затрат,

х - затраты на образование,

у - коэффициент текучести.

Данная модель позволяет получить определенную зависимость снижения или повышения уровня текучести кадров от затрат на обучение персонала: так, увеличение суммы затрат на обучение значительно влияет на уровень текучести кадров в организации. Это позволяет проанализировать стабильность трудового коллектива и косвенно указывает на общий профессиональный уровень работников, что немаловажно при принятии решения о модернизации того или иного предприятия.

Литература:

  1. Енергетична стратегія України на період до 2030 року//Электронный ресурс. – Сайт Министерства топлива и энергетики Украины: [сылка более недоступна}
  2. Орлов О.О. Планування діяльності промислового підприємства. – К.: Скарби, 2002. – 336с.