Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||
Логвинова
В.С., Александрова А.Н.
Проблемы инвестиционной деятельности в АР КрымВ период становления в Украине рыночных отношений и интегрирования национальной экономики в мировой рынок одной из самых актуальных проблем является проблема формирования эффективной инвестиционной политики. Главная составляющая последнего – региональная инвестиционная политика. Каждый регион может предложить свои ресурсы как возможный объект инвестирования. Для этого необходимо иметь возможность создавать условия, которые содействуют повышению инвестиционной привлекательности. Ситуация в области инвестиций в Украине выглядит достаточно обнадеживающей. Динамика прямых иностранных инвестиций показывает положительные тенденции. Следовательно, иностранные инвестиции можно считать тем ресурсом, который может существенно способствовать повышению эффективности функционирования украинской экономики, региональному развитию, повышению социальной защиты граждан. Инвестиции как фактор экономического роста давно привлекают внимание ученых. Вопросы развития инвестиционной деятельности рассматривали в своих трудах А. Амоша, Ю. Бажал, Е. Бойко, С. Варналий, В. Геец, Б. Данилишин, М. Долишний, А. Пересада и др. Важным аспектом исследований были проблемы повышения эффективности использования инвестиций для обеспечения социально-экономического развития регионов. Проблема иностранного инвестирования на сегодня актуальна и методы ее решения недостаточно отработанны. Необходимо понимать достоинства и недостатки от привлечения иностранного капитала в экономику Украины, а также факторы, препятствующие созданию благоприятного инвестиционного климата и выходу отечественного производителя на мировой рынок. Автономная Республика Крым относится к наиболее инвестиционно привлекательным регионам Украины благодаря выгодному экономико-географическому положению полуострова, наличию природных ресурсов, значительному санаторно-курортному, промышленному и научномупотенциалу, возможности легкого доступа нарынки Украины, стран СНГ, Европы и Азии. Но в Крыму, как и по Украине в целом, недостаточно внутренних инвестиций для решения экономических и социальных проблем. Все большее число зарубежных компаний рассматривают Крым, как наиболее перспективный регион для вложения инвестиций. Но анализ объёмов и направлений использования свидетельствует, что они незначительны по размерам и используются не эффективно. В настоящее время в экономику республики наиболее активно вкладывают инвестиции предприниматели стран СНГ, Евросоюза, США, Кореи и другие. Динамика иностранных инвестиций растет. Это можно увидеть при сравнении данных по АР Крым и данных по всей Украине (табл.1). Таблица 1 Прямые иностранные инвестиции (млн. дол. США)*
*составлено на основе данных Госкомстата Однако существует ряд серьезных проблем, не позволяющих в полном объеме реализовать инвестиционный потенциал данного региона. Особенно негативнона инвестиционную деятельность влияют следующие факторы:
Основным средством существенного повышения эффективности и конкурентоспособности производства является соединение инвестиций и инноваций в единый процесс. Однако развитие инноваций не характерно для современной экономики Крыма. Поэтому исследования рынка товаров и услуг определили необходимость привлечения инвестиций в приоритетные отрасли народнохозяйственного комплекса Крым, которыми, являются отрасли санаторно-курортного лечения и туристическая отрасль. Преимущества географического положения АР Крым, особенно природно-климатические условия формируют значительные ресурсный потенциал республики. Его полная реализация в современных условиях может вывести данный регион на одно из ведущих мест по уровню экономического развития. В наши дни невозможно представить себе крупный европейский город без туристов. Сегодня туризм превратился в индустрию, которая играет заметную роль в экономике многих стран и на ее развитие выделяются значительные средства. На данный момент индустрия туризма является одной из самых развитых форм международной торговли услугами. Значение туризма в мире постоянно возрастает. АР Крым пользуется все большей популярностью среди отдыхающих. Однако результаты деятельности санаторно-курортных предприятий остаются неутешительными. При создании соответствующих условий АР Крым могла бы выйти на уровень достижений таких морских курортов, как Турция, Египет, Болгария, Испания. Благодаря удачным программам развития туризма, стимулированию потока инвестиций в туристическую отрасль на сегодняшний день курорты этих стран пользуются огромной популярностью среди туристов всего мира и приносят огромную прибыль своим странам. В границах крымского региона рекреация является одной из ведущих отраслей специализации. На него приходится более 35% санаторно-курортного фонда, 30% домов отдыха и пансионатов и около 18% турбаз Украины. Основной туристско-рекреационный потенциал АР Крым сосредоточен в следующих районах полуострова: Алушта, Бахчисарайский район, Евпатория, Керчь, Симферополь, Саки, Судак, Феодосия, Ялта. Каждый их приведенных городов обладает потенциальными возможностями для развития туризма. Привлечение иностранных инвестиций в приоритетные сферы народнохозяйственного комплекса Крыма позволит превратить туризм в полноценную отрасль народного хозяйства и вывести ее на международный уровень. Для этого необходимо создание объектов инфраструктуры туризма, и только инвестиционные вложения позволят провести реконструкцию существующих объектов (курортов, здравниц, кемпингов и т.д.). Капиталовложение в туристические мероприятия составляют определенный риск для предпринимателей, поскольку туристический спрос может зависеть не только от сезонных колебаний, но и влияния политических обстоятельств в мире в целом, но и в данном регионе, уровня развития в нем материально-технической базы туризма. Как и любая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма – это сложная система, и ее степень развития зависит от уровня развития страны в целом. Сложившееся положение может быть преодолено с помощью введение системы государственного страхования риска иностранных инвесторов. В странах, которые делают ставку на развитие туризма, как правило, применяются меры законодательного характера, направленные на развитие туристической инфраструктуры. При этом органы государственной власти исходят из того, что инвестиции в туризм создает новые рабочие места и приносит доход в бюджет. Целенаправленная региональная политика с целью укрепления и расширения хозяйственных связей предусматривает: создание региональных информационных систем об инвестиционные возможности региона; создание стимулов для внутреннего накопления ресурсов и предоставления инвесторам первичных привилегий. Таким образом, решение инвестиционных проблем требует формирования новой государственной и региональной политики, основным инструментом регулирование которой может быть единый государственный исполнительный орган и Закон Украины. К сожалению, на сегодняшний день не получают необходимого внимания отрасли и регионы требующие для своего развития долгосрочных вложений. Причиной такого положения является политическая нестабильность в Украине, значительные инвестиционные и кредитные риски и недостаточное развитие региональных рынков инвестиционных ресурсов. Крымский регион может предложить свои ресурсы как возможный объект инвестирования со стороны других регионов. Для осуществления этой стратегии он должны иметь возможность создавать условия, в максимальной степени способствующие повышению инвестиционной привлекательности. Таким образом, у крымского региона сегодня есть все необходимые предпосылки для значительного роста притока иностранного капитала. Крым является инвестиционно привлекательным. А количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от последовательной инвестиционной политики государства. Важным моментомвформированииблагоприятногоинвестиционногоклимата является разрабатываемый региономмеханизмработы надинвестиционными проектами. Привлечение иностранных инвестиций, наполнение которых составляли бы новые технологии, было недавно провозглашено правительством Украины в качестве одной из целей государственного регулирования экономики. Литература:
|