Каталог статей

Муханова Ю.А., к.э.н., доцент Нестерова Н.А.
ДонНУЭТ

Факторы, воздействующие на инновационный процесс предприятия

Эпохи повышенной экономической активности представляют собой периоды, на протяжении которых развитие техники и открытие новых ресурсов создают благоприятную основу для роста, и, в первую очередь, для роста инвестиций в инновации. В такие периоды темп технического прогресса намного ускоряется по сравнению с тем, что можно было бы ожидать при обычном действии многочисленных изобретений, каждое из которых имеет относительно небольшое значение.

Таким образом, инновации, оказывая двойственное влияние на динамику экономического роста, открывают новые возможности для расширения экономики и делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях.

Инновация — это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования.

Изучением инновационного процесса занимались множество учёных таких как, Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, А. И. Пригожиным и др.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. И поэтому на инновационный процесс может воздействовать ряд факторов, которые в свою очередь могут, как и препятствовать, так и способствовать развитию инновационной деятельности предприятия.

Экономические и технологические факторы. Которые, подразделяющиеся на следующие:

  • препятствующие - недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей;
  • способствующие - наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые факторы:

  • препятствующие - ограничения со стороны антимонопольного, налогового, патентно-лицензионного законодательства;
  • способствующие - законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций.

Социально-психологические, культурные факторы:

  • препятствующие - сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций.
  • способствующие - моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие факторы:

  • препятствующие - устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и меж организационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки.
  • способствующие - гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Управление инновационной деятельностью и устранение факторов препятствующих инновационной деятельности, а так же развитие и разработка факторов, которые способствуют развитию инновационной деятельности на предприятии. Приобретает особое значение в современной жизни предприятия, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления предприятия. Инновационная деятельность создает не только будущий облик предприятия, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке. Эффективное управление инновационной деятельностью, обеспечивающее успех в глобальной конкуренции украинских предприятий, требует применения современных эвристических итерационно-адаптивных подходов, методов и алгоритмов, исследования и обобщения опыта успешно действующих на глобальном рынке предприятий.

Литература

  1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2009. 288 с.