Каталог статей

Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина
Паращенко Е.В., Петрова Е.О.

Проблемы становления систем управления на предприятии

Проблемы управления имеют свои особенности для разных предприятий, но в то же время у них много общего. С одной стороны, большинство из этих проблем связаны с отраслевыми особенностями и спецификой конкретных производственных процессов, а с другой стороны - с той общей экономической ситуацией, которая формирует «внешнюю среду», в которой предприятия вынуждены работать. Анализируя ход экономических реформ в Украине, можно увидеть целый ряд отрицательных моментов, а именно: механическое копирование практики зарубежных развитых стран; перенесение совершенно непригодных для местных условий методов и подходов; использование далеко не самой лучшей зарубежной практики хозяйствования (часто в искаженном виде); игнорирование или крайне недостаточное применение положительного опыта развитых стран [2].

Самые острые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия - это во-первых, уменьшение рентабельности бизнеса компаний, обострение рыночной конкуренции при довольно низкой покупательной способности потребителей. Время заоблачных прибылей, исчисляющихся десятками процентов и позволяющих покрывать любые издержки и ошибки в принятии решений, безвозвратно ушло. Теперь приходится бороться за доходность предприятий на уровне долей процента, и многие руководители прекрасно понимают это. Во-вторых, изменение соотношения количества торговых и производственных компаний не в пользу первых. Предприятия, приступающие к выпуску какой-то продукции, обязательно сталкиваются с проблемами управления уже на начальном этапе своей деятельности. Как правило, сегодня они обходятся небольшими продуктами, в частности, теми, которые предлагает "1С". Рост компании (числа сотрудников, оборота, появление региональных филиалов, удаленных офисов, дочерних фирм и пр.), расширение ассортимента товаров, количества поставщиков и клиентов, также способствует повышению сложности протекающих бизнес-процессов и стимулирует руководителей к поиску инструментов, необходимых для управления. Это третья причина[3].

Наиболее актуальной проблемой является бухгалтерский учет - как самое больное место отечественных коммерческих организаций. Его сложность не позволяет руководителю предприятия полностью контролировать действия бухгалтера, требовать предоставления аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений, ставит директора в зависимость от своей бухгалтерии. Необходимо отметить, что сегодня проблема автоматизации бухучета решается, как правило, комплексно. Получение полного баланса предприятия стало задачей минимум. Однако что касается автоматизации производства, то здесь руководители все еще стараются обойтись, насколько это возможно, человеческими ресурсами [3].

Успешное внедрение информационных технологий и, в частности, автоматизированных систем управления возможно только на фоне развития тех предприятий и организаций, для которых эти технологии предназначены. Примерами тому являются появление большого числа программ для малых предприятий - по мере становления и развития малого бизнеса. Поэтому разговор о системах, предназначенных для промышленных предприятий, надо начинать с оценки современного положения дел на этих предприятиях и перспектив их дальнейшего развития [1].

Выбор автоматизированной системы управления предприятием (АСУП) - очень важная задача, поскольку во-первых, АСУП обычно приобретаются на достаточно долгий срок ( около 10 лет), во-вторых, чтобы система автоматизации приносила ожидаемый эффект, она должна соответствовать данному предприятию - его возможностям, уровню развития и т.д. Наконец, стоимость АСУП для крупного и среднего предприятия не так уж и мала. Для внедрения также необходимо выяснить, что же реально нужно предприятию. Очень хорошо, если на предприятии разработан план развития на несколько лет вперед. Такой продуманный подход дает наибольшую отдачу, существенно снижает риск выбрать "не ту" АСУП. Опыт многих компаний показывает, что, по-видимому, оптимальным является "золотое правило": около 60 % - вес настроек, а остальное (примерно 40 %) - доработка. Но не стоит к этому правилу относится слишком прямолинейно - предприятия с мощными ИТ-отделами могут предпочесть и другое соотношение. Современные технологии обычно предоставляют разработчику развитые средства обмена данными, поддержку популярных стандартных протоколов и т.д. Естественно, реально развивать систему своими силами предприятие сможет, если только поставщик предоставит доступ к исходному коду системы (в необходимом объеме) и всю необходимую информацию - описания баз данных, руководства разработчика и т.д. Ответ на вопрос "Если у системы будущее" также связан с заложенными технологиями - их современностью и прогрессивностью. В корпоративной информационной системе хранится во многом закрытая информация о предприятии. Поэтому безопасность системы, предупреждение несанкционированного доступа играют отнюдь не последнюю роль [1].

Такие системы позволяют с минимальными затратами на развертывание и поддержку масштабировать бизнес путем создания региональной сети, управлять удаленными подразделениями, организовать их эффективное взаимодействие, контролировать их денежные и товарные потоки, снижать затраты на ведение бизнеса корпорации в целом, управляя финансовыми ресурсами и товарными запасами, дебиторской и кредиторской задолженностями, используя различные бизнесс-схемы для минимизации потерь, свести к минимуму потери от злоупотреблений, халатности и хищений, создать эффективную систему мотивации, автоматизировать расчет комиссионных и бонусов на основе результатов их работы, эффективно и просто управлять ценообразованием в корпорации, предоставляя индивидуальные ценовые условия для регионов, обеспечить единый стандарт проведения бизнес-операций и коммерческого документооборота во всех подразделениях корпорации [1].

В свете вышесказанного можно сделать следующие выводы: использование зарубежного опыта, концепций и технологий может принести большую пользу только в том случае, если это действительно прогрессивный опыт и если он используется с учетом конкретных условий, в которых находится конкретное предприятие; в современных условиях предприятиям крайне необходим инструмент, позволяющий использовать имеющиеся ресурсы как можно более практично и экономно; управленческие системы (методики, подходы, компьютерные программы) должны быть достаточно гибкими, чтобы они могли быть адаптированы по мере необходимости, при различного рода изменениях «внешней среды». А общее направление повышения эффективности управления можно определить как необходимость переключения внимания руководителей и специалистов предприятий с задач организационно-технического характера на организационно-экономические задачи. При этом следует учитывать как стратегические цели развития предприятия, так и локальные проблемы. Также следует учитывать необходимость повышения реальной заинтересованности работников предприятия в конечных результатах его деятельности.

Литература:

  1. Завалин П.Н. Инновации - современный подход к управлению производством. - К.: МАУП, 2001.
  2. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. - М.: АО «ИНФРА - М» - АОЗТ «Премьер», 1999. - 204 с.
  3. Г. В. Гудушаури, Б. Г. Литвак Управление современным предприятием. - М. , 2005.