Каталог статей |
К.е.н. Емцева Л. Н., Козлюк В. О., Шипилло Е. И.
Анализ тенденции развития машиностроения Украины за 2008-2009ггВ течение последних лет одним из важнейших фактов позитивной экономической динамики Украины является укрепление потенциала машиностроительной отрасли. В Украине к отрасли машиностроение принадлежит 365 промышленных предприятий и 57 научно-исследовательских организаций (из них 25 находится в государственной собственности) с общим количеством работающих 233 тыс. человек. Объем продукции машиностроения превышает на внутреннем рынке 10 млрд. гривен, на внешнем - около 5млрд. гривен. Это составляет лишь 15 процентов общего объема промышленной продукции, что гораздо меньше, чем в развитых государствах (свыше 30 процентов) [1]. Основными составляющими рынка машиностроительной промышленности является продукция таких отраслей, как транспортное и энергетическое машиностроение, автомобилестроение, а также машиностроение для нефтехимической и химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, станкостроения. В 2008 году продукция машиностроения Украины экспортировалась в 80 государств мира, прежде всего Россию, Германию, Туркменистан, Индию, Китай - до 70 % общего объема. Негативным фактором развития отрасли является необоснованно широкое присутствие на внутреннем рынке заграничных производителей. На сегодня объем импорта продукции машиностроения более чем в 1,5 раза превышает объем ее экспорта. Темпы увеличения объема импорта продукции машиностроения также значительно превышают темпы увеличения ее экспорта - соответственно 25 и 12 процентов [1]. Только значительное повышение уровня конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения даст возможность обеспечить потребность в ней, ведь для внутреннего рынка она составляет около 4,7-5,1 млрд. гривен, а для внешнего - 12-14 млрд. гривен. Существующие в отрасли машиностроения производственные мощности морально и физически устарели (70 процентов оборудования эксплуатируется 15 и больше лет, используются ресурсоемкие технологии) и не способные обеспечить необходимый объем производства. Большое количество предприятий нуждается в масштабной реконструкции и техническом переоснащении с целью создания условий для изготовления продукции с конкурентоспособными технико-экономическими показателями. Конкурентоспособность большинства видов продукции невысокая и в основном достигается за счет низкой цены. Инновационная активность в отрасли недостаточна. Лишь около 14 процентов предприятий осуществляют инновационную деятельность, хотя работает значительное количество научных и конструкторских организаций. Одной из основных причин низкой инновационной активности отрасли машиностроения является незначительные объемы финансирования. Заострилась кадровая проблема. Средний возраст работников на многих машиностроительных предприятиях превышает 55 лет. Эта проблема нуждается в особенном внимании. Необходимо улучшить ситуацию относительно ряда новых профессий, связанных с созданием и применением компьютеризированных производств, внедрением высоких технологий, Однако у машиностроителей существует сразу 2 серьезные проблемы – вступление Украины в ВТО и мировой финансовый кризис. И если к вступлению ВТО промышленники были готовы и сделали все возможное, что бы минимизировать свои потери, то подобных масштабов мирового кризиса мало кто ожидал. Как отразится на отечественной экономике в целом и машиностроительном комплексе в частности новый кризис, в большой степени зависит от взвешенной и решительной политики государства. Однако независимо от масштабов кризиса последующее развитие отрасли невозможно без значительных инвестиций. В настоящее время износ оборудования, по предварительным оценкам, составляет около 70%. Из-за недостатка финансовых ресурсов очень медленно решаются проблемы возобновления производственного потенциала отрасли на основе использования инновационных технологий и реализации отечественных научных разработок, последующего изменения структуры товарного производства и развития наукоемкого машиностроения, обеспечения конкурентоспособности конечной продукции. Следовательно, перспективы развития машиностроительной отрасли следует связывать с активизацией инновационной деятельности. А это зависит от внедрения новых методов управления научно-техническим прогрессом, формирования предприятиями инновационных стратегий, подходящих для рыночных условий. В перспективе необходимо расширить ассортимент продукции машиностроения, интенсифицировать процессы обновления машиностроительной продукции и технической переоснастки отраслей промышленности. Главное место должно принадлежать созданию высокоэффективных машин и их систем для всех отраслей и сфер хозяйства. Список литературы:
|