Каталог статей

Панчук А. С., Павлова А.С.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Особенности использования бенчмаркинга в Украине

Сегодня для большинства руководителей малых и средних предприятий Украины "бенчмаркинг" - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Бенчмаркинг уверенно находит свое место в управленческом арсенале руководителей малых и средних предприятий за рубежом. Очередь за украинскими компаниями, и уже сегодня, те организации, которые освоят этот метод, будут иметь неоспоримые конкурентные преимущества на рынке.

Впервые этот метод был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркинг начала компания Rank Xerox в момент тяжелейшего кризиса в 1979 году для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими продуктами. Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В наиболее общем смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами.[2]

Бенчмаркинг, как и большинство других инструментов управления, является продуктом крупного бизнеса и для крупного бизнеса. Большие компании, в поисках конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти исследования носят глобальный характер, и наиболее успешные решения становятся отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая методологическая база, они занимают свое отдельное место в арсенале бизнес-решений.

Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел, вы по-прежнему должны будете самостоятельно найти ответ на вопрос «как сделать это лучше?».[1]

Фактически бенчмаркинг — это альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга стягивает в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов.

Рис.1. Преимущества и недостатки бенчаркинга

Применение бенчмаркинга заключается в четырех последовательных действиях:

  1. Понимание деталей собственных бизнес-процессов.
  2. Анализ бизнес-процессов других компаний.
  3. Сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний.
  4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва.[3]

Негативные барьеры использования бенчмаркинга в Украине:

  1. непрозрачность среды обитания предприятий.
  2. недоступность открытой информации для сравнения и обмена опытом.
  3. неразвитость инфраструктуры бенчмаркинга в Украине.
  4. отсутствие «клубов» для поиска партнеров по бенчмаркингу, что уже говорить финансируемых государством программ бенчмаркинга.

В Японии, США и других странах программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывает экономика страны в целом.

Подводя черту под сказанным, можно констатировать: бенчмаркинг необходим в первую очередь для того, чтобы «держать руку на пульсе конкурентов» и иметь реальное представление о своем месте в постоянно меняющемся деловом мире. Кроме того, бенчмаркинг может служить мощным мотивационным фактором, являясь источником информации для ваших сотрудников о результатах их коллег из компаний-конкурентов. Непосредственное знакомство с чужим опытом или даже опытом других подразделений вашей организации может служить неистощимым источником идей. Так что вопросами бенчмаркинга следует заниматься серьезно.

Литература:

  1. [сылка более недоступна}
  2. [сылка более недоступна}
  3. [сылка более недоступна}