Каталог статей

Бескоровайная Юлия
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Роль ярмарок в развитии товарных бирж

Актуальность проблемы освещенной в данной работе состоит в том, что Украина постепенно входит в рыночную экономику, которую невозможно представить без рынков товаров, то есть, товарных бирж, и существует определенная необходимость в изучении истории создания товарных бирж.

Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. Одним из предков биржи является ярмарка. Многие свои основные черты она воплотила в товарные биржи.

Ярмарки (от нем. Jahrmarkt — ежегодный рынок), регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. В раннее средневековье, особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмарки играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена.

Ярмарки проводились лишь несколько раз в год, но обороты их были больше по сравнению с рынками и способствовали они не столько местной, сколько международной торговле. Появление средневековых ярмарок Англии и Франции относят к концу XI - началу XII столетия. К середине XII века эти ярмарки уже весьма крупные, многообразные. По мере развития специализации некоторые ярмарки стали центрами торговли между английскими, фламандскими, испанскими, французскими и итальянскими купцами. В XIII столетии наиболее распространенными и обычными были сделки с расчетом наличными на месте и немедленной поставкой товара; однако уже в это время начали практиковать заключение контрактов на более позднюю поставку товаров в оговоренные сроки со стандартами качества, устанавливаемыми по образцам.

Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не вправе ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.

Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в короткие сроки, обычно не более 20—30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4—5 раз быстрее, чем в обычных условиях.

Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализировавшихся на определенных товарах, и предложение призвано улавливать спрос, но при этом стороны имеют определенные неизменные роли. Основные черты ярмарки:

  • ее эпизодический характер (один раз в год);
  • ведение торговли в форме гласного (публичного) торга;
  • торговля специфическими товарами по образцам, описанию, каталогам.

В связи с продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его покупателю необходимы специальная документация, подтверждающая передачу права собственности на товар (договоры, контракты), особые нормы и правила проведения торга и органы, регулирующие и разрешающие споры. В этом случае цена на товар устанавливается в результате спроса и предложения, покупателем на ярмарке вместо конечного потребителя выступает перекупщик (посредник).

На ярмарках в Европе в XII-XIII вв. проводились сделки с наличным товаром, как с немедленной оплатой, так и с отсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями.

Ярмарочный тип торговли отличается наличием торговых рядов, часто специализированных на определенных товарах. Здесь предложение призвано улавливать спрос, а специализация продавцов—способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеют определенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операций многократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.

Биржу отличают:

  • моментальность встречи спроса и предложения;
  • сменяемость ролей;
  • резкое ускорение процесса заключения сделки.

И все же на определенном этапе ярмарочный способ организации торговли перестал устраивать его участников. К XVI в. бурное развитие торговли в связи с открытием Америки и укреплением капитализма в Европе привело к появлению постоянных, а не периодических мест торговли, возникли специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами — появились биржи.

Таким образом, развитие ярмарочной торговли дало толчок формированию оптовых рынков и появлению первых бирж, становление которых происходило по мере роста экономики стран. Общее у биржи с ярмарками - установление цен товаров в зависимости от спроса и предложения на них. Но, в отличии от ярмарки, на бирже могут продаваться не все товары, а только допущенные на нее, это с одной стороны, а с другой, способы купли-продажи на бирже значительно разнообразнее, чем на ярмарке, правда, более регламентированные.