Каталог статей

Охомуш Ю.А., Локтев Э.М., профессор кафедры маркетинга и коммерческого дела
Донецкий национальный университет экономики и торговлиимени Михаила Туган-Барановского

Эффективность ассортиментной политики фирмы в рыночных условиях хозяйствования

Со стремительным ростом торговых организаций растёт ассортимент продукций и услуг, а значит, часто покупателям тяжело ориентироваться в этом многообразии. Торговые организации должны осваивать всё более новые и разные ситуации ассортиментной политики. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами.

Ассортиментная политика – это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей.

Основными целями ассортиментной политики на сегодняшний день являются:

  • увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента;
  • увеличение оборачиваемости товарных запасов;
  • достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;
  • выход на новые рынки;
  • формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц;
  • удовлетворение запросов потребителей.

В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты.

Управление ассортиментом товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента, измеряющихся в зависимости от конъюнктуры рынка.

Для определения эффективности ассортиментной политики предприятия, необходимо провести анализ ассортимента.

Анализ ассортимента продукции предприятия может проводиться с двух позиций:

1) анализ ассортиментной политики компании – позволяет выявить наиболее доходные товарные группы, проследить возможные проблемные места продаж, оценить объем недополученных продаж, выявить товарные группы, за счет которых в большей степени эти продажи были недополучены. Данный анализ проводиться на основе внутренней маркетинговой информации компании. Для проведения анализа ассортиментной политики можно использовать следующие методы:

  • анализ структуры товарооборота и прибыли (АВС анализ);
  • XYZ анализ;
  • анализ по адаптированной матрице BCG.

2) анализ рыночного ассортимента. Позволяет оценить текущее предложение на рынке: определить структуру предложения, выделить те товарные группы и торговые марки, которые находятся на рынке в избытке или в явном дефиците, выявить приоритетных поставщиков, в соответствии с этим сформировать или скорректировать собственную ассортиментную политику.

Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого необходимо проводить маркетинговые исследования.

Маркетинговое исследование эффективности ассортимента - это определение величины спроса, и показателей рыночной доли для конкретных товаров и услуг.

Предложения по обновлению ассортимента формируются в ходе анализа данных опросов потребителей и мониторинга ассортимента конкурентов.

Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.

На сегодняшний день можно назвать следующие проблемы управления ассортиментом:

  • потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы.
  • жесткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение.
  • на предприятиях не налажена система управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента.

Таким образом, мы видим, что ассортиментная политика – это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры и товарного ассортимента. Эти решения должны приниматься на основе полного понимания потребностей клиентов, стратегических подходов, используемых как фирмой, так и ее конкурентами.

Литература:

  1. Баширов И.Х. Маркетинговые исследования. / Донецк: ДонГУЭТ им. М.Туган-Барановского, 2005. – 128 с.
  2. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы. – М.: Эксмо, 2006 г. – 240 с.