Каталог статей |
Охомуш Ю.А., Локтев Э.М., профессор кафедры маркетинга и коммерческого дела
Эффективность ассортиментной политики фирмы в рыночных условиях хозяйствованияСо стремительным ростом торговых организаций растёт ассортимент продукций и услуг, а значит, часто покупателям тяжело ориентироваться в этом многообразии. Торговые организации должны осваивать всё более новые и разные ситуации ассортиментной политики. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами. Ассортиментная политика – это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Основными целями ассортиментной политики на сегодняшний день являются:
В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. Управление ассортиментом товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента, измеряющихся в зависимости от конъюнктуры рынка. Для определения эффективности ассортиментной политики предприятия, необходимо провести анализ ассортимента. Анализ ассортимента продукции предприятия может проводиться с двух позиций: 1) анализ ассортиментной политики компании – позволяет выявить наиболее доходные товарные группы, проследить возможные проблемные места продаж, оценить объем недополученных продаж, выявить товарные группы, за счет которых в большей степени эти продажи были недополучены. Данный анализ проводиться на основе внутренней маркетинговой информации компании. Для проведения анализа ассортиментной политики можно использовать следующие методы:
2) анализ рыночного ассортимента. Позволяет оценить текущее предложение на рынке: определить структуру предложения, выделить те товарные группы и торговые марки, которые находятся на рынке в избытке или в явном дефиците, выявить приоритетных поставщиков, в соответствии с этим сформировать или скорректировать собственную ассортиментную политику. Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого необходимо проводить маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование эффективности ассортимента - это определение величины спроса, и показателей рыночной доли для конкретных товаров и услуг. Предложения по обновлению ассортимента формируются в ходе анализа данных опросов потребителей и мониторинга ассортимента конкурентов. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента. На сегодняшний день можно назвать следующие проблемы управления ассортиментом:
Таким образом, мы видим, что ассортиментная политика – это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений о конкретных особенностях товарной номенклатуры и товарного ассортимента. Эти решения должны приниматься на основе полного понимания потребностей клиентов, стратегических подходов, используемых как фирмой, так и ее конкурентами. Литература:
|