Каталог статей |
Кинтонова А.С.
Исследование факторов, оказывающих отрицательное влияние на реализацию государственных и отраслевых программГосударственные программы, разрабатывающиеся и реализующиеся в настоящее время в Республике Казахстан, чрезвычайно многообразны. Они различаются целевыми установками, механизмами выполнения, глубиной проработки, да и сами мотивы появления тех или иных программ различны и не всегда продиктованы стремлением решить проблемы отраслей или регионов. Часто они носят формальный характер и нацелены, главным образом, на «выбивание бюджетных средств». А освоение выделяемых средств считается главным показателем успешности этих программ. Проведенный анализ позволил выделить следующие основные факторы и причины плохой реализации программ:
Как видно из приведенных ранее факторов основная проблема недостижения целевых ориентиров заключается в некачественной разработке программ. Вместе с тем, в мировой практике разработаны и применяются на государственном уровне[1] методики проверки программ на эффективность. В том числе и на этапе, когда программа еще не запущена и представляет собой бюджетную заявку. Однако не все использующиеся подходы применимы в современной казахстанской практике. Это определяется спецификой государственного управления, установившимися правилами бюджетного процесса, мотивацией чиновников, возможностью и желанием населения (благополучателя государственных программ) влиять на решения по распределению бюджетных средств. Существующие методики зачастую даже опираются на разные терминологические аппараты, что делает невозможной универсальность их применения. Перечисленные утверждения являются признаками недостаточно рационального менеджмента и недопустимы в условиях экономики, ориентированной на потребителя и на конечный результат. При сохранении действующих подходов эффективность планирования и расходования государственных средств останется на низком уровне, что будет означать дальнейшее препятствованию экономическому и социальному развитию страны. Говоря о действующей нормативной правовой базе, в первую очередь, следует отметить, что существующим законодательством недостаточно детализирован вопрос методологии оценки эффективности программ на стадии их разработки. Так, в пункте 9 Правил разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 2 июня 2003 года № 1099 (далее – Правила), определено, что государственные программы должны обладать следующими основными свойствами:
В соответствии с пунктом 11 Правил, структура государственной программы содержит, помимо прочего, такие разделы как: цель и задачи государственной программы, основные направления и механизм реализации государственной программы, ожидаемый результат от реализации и индикаторы государственной программы. В соответствии с пунктом 18 Правил ожидаемый результат от реализации государственной программы выражается:
Индикаторы должны быть контролируемыми и проверяемыми, определяться по годам реализации государственной программы. Таким образом, следует констатировать, что указанными Правилами регламентированы в основном организационные моменты по разработке государственных программ, и не освещают вопросы оценки эффективности государственных программ на стадии их разработки. Бюджетным Кодексом несколько освещен вопрос оценки эффективности бюджетных программ. Так, статьей 35 данного кодекса определено, что оценка эффективности бюджетных программ должна осуществляться на стадиях их разработки, планирования республиканского и местных бюджетов, реализации, осуществления контроля за реализацией. На основании проведенного исследования, а также анализа факторов и причин, отрицательное влияющих, на реализацию государственных и отраслевых программ сделаем ряд рекомендаций:
|