Каталог статей

Коваленко А.Г., Романенко Н.Г.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Проблема изменения требований к работникам различных сфер трудовой деятельности

Новые экономические условия требуют серьезных изменений в структуре и характеристиках рабочей силы. Традиционное администрирование весьма сузило роль рабочего, упростив и удешевив его наем, обучение, содержание, контроль и замену.

Появление новых требований к разным категориям работников закономерно, так как предприятие в рыночных условиях стремится стать конкурентоспособным, занять определенное место на рынке или существовать в его лидерах. Усовершенствование производственных технологий и повышение производительности коснулось всех структурных компонентов организации труда, в частности и требований наемным работникам. Этим и обусловлены следующие основные закономерности в развитии структуры кадров современного высокотехнологичного производства:

  • изменение соотношения рабочих и служащих. В совокупной рабочей силе неуклонно снижается удельный вес рабочих, и соответственно растет удельный вес ИТР и служащих;
  • резкое усиление процесса ротации профессий.
За короткое время исчезают не только отдельные устаревшие профессии, но и целые группы. Так, существенно снижается удельный вес транспортных рабочих и грузчиков, станочников и частично сборщиков. Появляются новые профессии: на смену рабочим-операторам приходят рабочие-наладчики, работники, управляющие механизмами и машинами. Сокращается численность сменных и старших мастеров, работников служб планового и технического бюро, бюро цехового контроля и отделов заработной платы, а также вспомогательных рабочих: распределителей, кладовщиков, транспортных рабочих, контролеров. Появляются новые категории персонала, обслуживающего высокотехнологичное оборудование, например, операторы вычислительной техники, наладчики по электронике и др.

Необходимо отметить, что появились следующие основные признаки современного работника, имеющие важное значение в организации труда:

  • готовность развивать сотрудничество;
  • умение убедительно представлять свои идеи в устной и письменной формах, эффективно работать в команде, сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении организационных целей;
  • проявление инициативности, технической компетентности;
  • предприимчивость, активность, другие интеллектуальные способности.

Перечислив новые преобладающие черты современного работника в целом, рассмотрим определенные категории трудящих в различных отраслях на разных предприятиях более подробно.

Работников можно условно разделить на рабочих, специалистов и менеджеров. Они объединяют определенные сегменты рынка рабочей силы.

Высокотехнологичное автоматизированное производство создает благоприятные возможности для творческого, интеллектуального труда, порождая таким образом новый тип квалифицированного рабочего, приближающегося по своему развитию, общему и профессиональному образованию к техническому специалисту.

Таким образом, изменяется социальный и профессиональный облик рабочего. Существенно раздвигаются границы его компетентности. Человек перестает быть придатком машины, а фактически поднимается на более высокую ступень, управляя системой высокоэффективных машин. Новые профессии раздвигают жесткие рамки узкой специализации и требуют от рабочего разносторонних знаний и способностей для решения быстро изменяющихся сложных производственных задач. Современный рабочий должен быть специалистом широкого профиля, быстро овладевающим новой техникой или новой профессией, новым видом деятельности. Кроме того, в условиях внедрения новых прогрессивных форм организации труда, в частности коллективных, от рабочего требуется способность овладевать и смежными специальностями.

Среди требований, предъявляемых современным производством к специалистам, на первый план можно поставить фундаментализацию их знаний, которая позволит эффективно решать задачи развития стратегических направлений НТП. К сожалению, господствовавшие в прошлом технократическое и узкопрофильное массовое «образование ради документа об образовании» и приоритет показателей привели к насыщению народного хозяйства специалистами, не подготовленными к практической реализации достижений НТП и ориентированными на решение в основном сиюминутных задач.

Нельзя не отметить, что новые повышенные требования предъявляются также к управленческому персоналу, выдвигая на первый план новую фигуру — высококвалифицированного управляющего, менеджера-профессионала. Менеджер — это организатор, умеющий оперативно оценивать производственную ситуацию, просчитывать варианты рационального решения возникающих задач на основе современных экономических методов с применением вычислительной техники, способный управлять финансами, кадрами, маркетингом, обосновывать и принимать решения.

Исходя из этого, требованиями к перспективному менеджеру являются: владение знаниями о новых технологиях и инновациях; готовность к интернационализации менеджмента; способность пользоваться сложными процедурами принятия решений; способность общения с теми, кто помогает принять решение; высокая степень гибкости при внедрении работ; работа с различными системами мотивации; готовность к риску; знание людей для выбора сотрудников и руководства ими.

В заключении можно сделать вывод, что меняются условия труда, система оплаты труда, производительность и выработка, а главное – изменились и требования и к самому работнику. Старые концепции заменяются новыми, развитие присутствует во всех сферах жизни, а в частности и его занятости.