Каталог статей | ||||||||
И. В.
Пономарева
Предпосылки возникновения сбалансированной системы показателей в стратегическом управленииКонсервативный подход к оценке эффективности предприятия последнее время все меньше удовлетворяет потребностям современного менеджмента и акционеров, который базируется на финансовых показателях, тогда как на стоимость бизнеса наибольшее влияние оказывают нематериальные активы: знание и опыт сотрудников, отношения с партнерами и клиентами, бренд и т.д.. Однако часто в целях улучшения краткосрочных финансовых показателей на предприятиях проводилось снижение расходов на учебу, маркетинг и обслуживание клиентов. В этом контексте возникла потребность в разработке концепции сбалансированной системы показателей, которая оценивает работу предприятия на основе четырех сбалансированных показателях: финансы, внутренние бизнес - процессы, взаимоотношения с клиентами, а также учеба и повышение квалификации персонала. По мнению как американских, так и российских, украинских ученых: Каплана Р. и. Нортона Д., Нивена Р., Пол Н., Пешко А. и другие. [1,2,3,4,5] избыточное акцентирование внимания компании на достижении и поддержании краткосрочных финансовых результатов может привести к недостаточному инвестированию в нематериальные активы, которые способствуют росту предприятия в будущем. Одним из вариантов решения этой проблемы предлагают внедрения сбалансированной системы показателей, которая вмещает у себя индикаторы стратегического управления, характеризующие измерение и оценивание эффективности за всеми аспектами деятельности предприятия: финансовыми, производственными, маркетинговыми и др. В последнее время все большее значение приобретают информационные технологии и интеллектуальный капитал. Основными критериями определения эффективности управления деятельностью компании выступали финансовые показатели, такие как рентабельность активов и рентабельность продукции, рентабельность привлеченного капитала. С помощью этих коэффициентов менеджеры предприятий определяли наиболее эффективные направления деятельности и перераспределяли внутренние ресурсы с целью увеличения финансовых результатов бизнеса. Однако существуют такие показатели, как удовлетворение сотрудников, клиентов, положение в обществе и т. д., какие являются актуальными для организации именно в настоящий момент, а не в прошлом. Через финансово ориентированную систему показателей эти данные могут учитываться только задним числом, поскольку финансовые величины могут отображать только успех предприятия в прошлом. Таким образом, финансовые и нефинансовые факторы должны рассматриваться как взаимодополняющие. Нефинансовые показатели не должны лишь дополнять монетарные показатели качества, но должны приводиться в логической связи с ними. Следовательно, является логическим для решения данного задания использовать систему комплексного учета всех показателей. Сформировавшиеся в 1920-х годах первые модели оценки результатов деятельности предприятий строились исключительно на финансовых показателях. Но в 70-90-х годах появились другие концепции оценки стоимости и эффективности работы предприятий, среди которых наибольшую популярность в последние годы приобретает сбалансированная система показателей ( табл.1). Таблица 1 Эволюция определения стоимости и эффективности деятельности предприятия [4, с. 57]
Причинами возникновения концепции сбалансированной системы показателей было желание руководства предприятий усилить управленческую функцию за счет органического согласования интересов разных групп: акционеров, партнеров, кредиторов. Но для этого необходимо было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, хорошо сбалансированную систему стратегического измерения. Американскими учеными был сделан вывод о необходимости использования разных систем измерения результатов деятельности компаний с разной целью. Исследовав много больших компаний, которые пытались распространить свои системы измерения путем включения в них показателей нефинансового характера, что дало бы им возможность расширить информационную базу для принятия управленческих решений, было сделано следующий вывод: «базирование методики оценки эффективности деятельности предприятия исключительно на финансовых показателях не обеспечивает роста будущей экономической ценности организации». В итоге была разработана концепция сбалансированной системы показателей, которая достала название «сбалансированная» в результате комплексного подхода к оценке как материальных, так и невещественных активов, основываясь на четырех составляющих - финансы, маркетинг, внутренние бизнес - процессы, учеба и рост. [4] Система сбалансированных показателей, как и традиционные системы, содержит финансовые показатели как одни из основных критериев оценки результатов деятельности организации, но подчеркивает важность показателей нефинансового характера, которые оценивают удовлетворенность покупателей и акционеров, эффективность внутренних производственных процессов, потенциал сотрудников с целью обеспечения долгосрочного финансового успеха предприятия. Сущность системы сбалансированных показателей заключается в том, что все процессы управления, - ориентированны на общую стратегию компании. Процессы, которые касаются выполнения миссии компании, распределения ресурсов, - организационно направленные сверху вниз, а реализация поставленных задач за счет инноваций, обратной связи и информационных потоков - двигается снизу вверх, от непосредственных исполнителей к ведущим менеджерам. В результате реализации такого подхода компаниями достигается эффект синергизма за счет усилий отдельных подразделов. Концепция баланса (равновесия) является центральной для всей системы, особенно по отношению к трем областям [2, с. 20-21]:
Концепция сбалансированной системы показателей выгодно отличается от других концепций тем, что финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под воздействием которых они формируются. По словам профессора X. Нерреклит, «Сбалансирована система показателей - это инструмент, который систематически расширяет сферы измерения, которые традиционно связывали с учетом» [6, с. 45]. Первичной целью сбалансированной системы показателей было сбалансировать исторические финансовые показатели факторами будущей стоимости для компании, но после того, как все больше организации экспериментировали с этой концепцией, они обнаружили, что сбалансирована система показателей является важнейшим инструментом для приведения кратковременных действий в соответствие со стратегией компании. Сбалансированная система показателей также решает проблемы эффективной реализации стратегии, например преодоление барьера виденья, человеческого фактора, ресурсов, помощи. [3, с. 202-210]. Таким образом, использование сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении предприятий позволяет уравновешивать точность и целостность финансовых данных нефинансовыми критериями; обеспечивает реализацию стратегии развития, вынуждая руководство переводить стратегию развития предприятия в цели, показатели, нормы и инициативы по четырем сбалансированным составляющим (клиенты, внутренне процессы, обучение и развитие, финансы); помогает предприятиям эффективно оценивать результаты деятельности. Литература:
|