Каталог статей

И. В. Пономарева
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
г. Луганск

Предпосылки возникновения сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении

Консервативный подход к оценке эффективности предприятия последнее время все меньше удовлетворяет потребностям современного менеджмента и акционеров, который базируется на финансовых показателях, тогда как на стоимость бизнеса наибольшее влияние оказывают нематериальные активы: знание и опыт сотрудников, отношения с партнерами и клиентами, бренд и т.д.. Однако часто в целях улучшения краткосрочных финансовых показателей на предприятиях проводилось снижение расходов на учебу, маркетинг и обслуживание клиентов. В этом контексте возникла потребность в разработке концепции сбалансированной системы показателей, которая оценивает работу предприятия на основе четырех сбалансированных показателях: финансы, внутренние бизнес - процессы, взаимоотношения с клиентами, а также учеба и повышение квалификации персонала.

По мнению как американских, так и российских, украинских ученых: Каплана Р. и. Нортона Д., Нивена Р., Пол Н., Пешко А. и другие. [1,2,3,4,5] избыточное акцентирование внимания компании на достижении и поддержании краткосрочных финансовых результатов может привести к недостаточному инвестированию в нематериальные активы, которые способствуют росту предприятия в будущем. Одним из вариантов решения этой проблемы предлагают внедрения сбалансированной системы показателей, которая вмещает у себя индикаторы стратегического управления, характеризующие измерение и оценивание эффективности за всеми аспектами деятельности предприятия: финансовыми, производственными, маркетинговыми и др.

В последнее время все большее значение приобретают информационные технологии и интеллектуальный капитал. Основными критериями определения эффективности управления деятельностью компании выступали финансовые показатели, такие как рентабельность активов и рентабельность продукции, рентабельность привлеченного капитала. С помощью этих коэффициентов менеджеры предприятий определяли наиболее эффективные направления деятельности и перераспределяли внутренние ресурсы с целью увеличения финансовых результатов бизнеса. Однако существуют такие показатели, как удовлетворение сотрудников, клиентов, положение в обществе и т. д., какие являются актуальными для организации именно в настоящий момент, а не в прошлом. Через финансово ориентированную систему показателей эти данные могут учитываться только задним числом, поскольку финансовые величины могут отображать только успех предприятия в прошлом.

Таким образом, финансовые и нефинансовые факторы должны рассматриваться как взаимодополняющие. Нефинансовые показатели не должны лишь дополнять монетарные показатели качества, но должны приводиться в логической связи с ними. Следовательно, является логическим для решения данного задания использовать систему комплексного учета всех показателей.

Сформировавшиеся в 1920-х годах первые модели оценки результатов деятельности предприятий строились исключительно на финансовых показателях. Но в 70-90-х годах появились другие концепции оценки стоимости и эффективности работы предприятий, среди которых наибольшую популярность в последние годы приобретает сбалансированная система показателей ( табл.1).

Таблица 1

Эволюция определения стоимости и эффективности деятельности предприятия [4, с. 57]

1920-ые годы

1970-ые годы

1980-ые годы

1990-ые годы

- Модель Дюпона (Du Pont Model);

- Рентабельность инвестиций (ROI)

- Коэффициент соотношения цены акции и чистой прибыли (Р/е) - Чистая прибыль на одну акцию (EPS);

- Рентабельность акционерного капитала (ROE);

- Рентабельность чистых активов (RONA);

- Денежный поток (Cash Flow) - Коефициент соотношение рыночной и балансовой стоимости акций (М/в);

- Прибыль к выплате процентов, налогов и дивидендов (EBITDA);

- Рыночная добавленная стоимость (MVA);

- Сбалансирована система показателей (Balanced Scorecard - BSC);

- Показатель совокупной акционерной доходности (TSR);

Причинами возникновения концепции сбалансированной системы показателей было желание руководства предприятий усилить управленческую функцию за счет органического согласования интересов разных групп: акционеров, партнеров, кредиторов. Но для этого необходимо было иметь комплексную систему стратегических целей и ключевых показателей, хорошо сбалансированную систему стратегического измерения. Американскими учеными был сделан вывод о необходимости использования разных систем измерения результатов деятельности компаний с разной целью. Исследовав много больших компаний, которые пытались распространить свои системы измерения путем включения в них показателей нефинансового характера, что дало бы им возможность расширить информационную базу для принятия управленческих решений, было сделано следующий вывод: «базирование методики оценки эффективности деятельности предприятия исключительно на финансовых показателях не обеспечивает роста будущей экономической ценности организации». В итоге была разработана концепция сбалансированной системы показателей, которая достала название «сбалансированная» в результате комплексного подхода к оценке как материальных, так и невещественных активов, основываясь на четырех составляющих - финансы, маркетинг, внутренние бизнес - процессы, учеба и рост. [4]

Система сбалансированных показателей, как и традиционные системы, содержит финансовые показатели как одни из основных критериев оценки результатов деятельности организации, но подчеркивает важность показателей нефинансового характера, которые оценивают удовлетворенность покупателей и акционеров, эффективность внутренних производственных процессов, потенциал сотрудников с целью обеспечения долгосрочного финансового успеха предприятия.

Сущность системы сбалансированных показателей заключается в том, что все процессы управления, - ориентированны на общую стратегию компании. Процессы, которые касаются выполнения миссии компании, распределения ресурсов, - организационно направленные сверху вниз, а реализация поставленных задач за счет инноваций, обратной связи и информационных потоков - двигается снизу вверх, от непосредственных исполнителей к ведущим менеджерам. В результате реализации такого подхода компаниями достигается эффект синергизма за счет усилий отдельных подразделов.

Концепция баланса (равновесия) является центральной для всей системы, особенно по отношению к трем областям [2, с. 20-21]:

  1. Баланс между финансовыми и нефинансовыми показателями.
  2. Баланс между внутренними и внешними компонентами организации.
  3. Баланс между опаздывающими и опережающими индикаторами. (запаздывающие индикаторы отражают прошлые результаты деятельности, например, удовлетворенность клиента и доход; опережающие индикаторы - это факторы деятельности, которые приводят к возникновению запаздывающих индикаторов, например, своевременная доставка).

Концепция сбалансированной системы показателей выгодно отличается от других концепций тем, что финансовые и нефинансовые индикаторы интегрируются с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под воздействием которых они формируются. По словам профессора X. Нерреклит, «Сбалансирована система показателей - это инструмент, который систематически расширяет сферы измерения, которые традиционно связывали с учетом» [6, с. 45].

Первичной целью сбалансированной системы показателей было сбалансировать исторические финансовые показатели факторами будущей стоимости для компании, но после того, как все больше организации экспериментировали с этой концепцией, они обнаружили, что сбалансирована система показателей является важнейшим инструментом для приведения кратковременных действий в соответствие со стратегией компании. Сбалансированная система показателей также решает проблемы эффективной реализации стратегии, например преодоление барьера виденья, человеческого фактора, ресурсов, помощи. [3, с. 202-210].

Таким образом, использование сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении предприятий позволяет уравновешивать точность и целостность финансовых данных нефинансовыми критериями; обеспечивает реализацию стратегии развития, вынуждая руководство переводить стратегию развития предприятия в цели, показатели, нормы и инициативы по четырем сбалансированным составляющим (клиенты, внутренне процессы, обучение и развитие, финансы); помогает предприятиям эффективно оценивать результаты деятельности.

Литература:

  1. Каплан P.C., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес -среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004. — 416 с.
  2. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей. Шаг за шагом. — М.: Баланс клуб, 2004. — 315 с.
  3. Альошкі В.С., Пономарьова І.В. Реалізація стратегії розвитку підприємства за допомогою збалансованої системи показників // Економічний простір: Збірник наукових праць.?№27.?Дніпропетровськ:ПДАБА, 2009.? С. 202-210
  4. Пан Л. Збалансована система показників як інструмент ефективного управління стратегією // Наукові записки.- 2003. – Т.21. –Економічні науки.- С. 56-63
  5. Пешко А.В. Збалансована система показників у формуванні стратегії розвитку організації і підприємств: Монографія. –К:КВІЦ, 2007. – 272 с.
  6. Joseph M. Juran Made in U. S. A.: A Renaissance in Quality // Harvard Business Review.- July - August.- 1993.— P. 45.