Каталог статей

Курбанова З.З.
Соискатель института социально-экономических исследований ДНЦ РАН

Государственное регулирование региональной экономики

В современной экономике Российской Федерации происходят такие изменения, которые качественно влияют на социально – экономическое развитие регионов. Перестройка, происходящая в российских регионах идёт, весьма сложно и противоречиво. Поводом для проведения экономической реформы послужило усиление дифференциации в социально–экономическом положении регионов, приведшие к обострению социальных противоречий между богатыми и бедными регионами. Наличие в экономике России кризисных явлений, привели к разбалансированности народнохозяйственного комплекса, а допущенные ошибки, которые произошли в государственной политике, делает особенно острой необходимость разработки оптимального варианта региональной политики.

Произошедший разрыв в экономическом развитии регионов вызван тем, что в Российской экономике наблюдается спад в промышленности, приведший к неравномерному развитию отраслей народного хозяйства. Имеющиеся различия в экономических, социальных, политических, экологических условиях регионов определяют необходимость поиска таких решений, с помощью которых можно было бы повысить эффективность хозяйственной деятельности в каждом субъекте РФ.

В последние годы, когда регионы России получили экономическую самостоятельность, региональному направлению экономических реформ отводится всё большее внимание.

Преобразования, происходящие в регионах по времени осуществления не совпадают с такими же реформами, которые происходят по всей Российской федерации в целом. Поэтому такие реформы на уровне региональной политики требуют постоянного изучения и гибкого регулирования. Создавать такие условия, которые благоприятно отразились на социально –экономической деятельности субъектов Российской Федерации. Для этого можно предложить следующие меры:

  • формирование правовых и выгодных экономических условий для производственной и инвестиционной деятельности;
  • создание возможностей для комплексного развития регионов, снижение на этой основе затрат на производство, хранение, транспортировку и сбыт товаров;
  • координация хозяйственной деятельности регионов, поддержка развития территориального и отраслевого разделения труда в регионах, способствующих интеграционным процессам;
  • поддержка деятельности субъектов Федерации по развитию региональной и межрегиональной рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение субъектов Федерации надёжными выходами на региональные и мировые товарные рынки. (1)

Отнесение региона к тому или иному типу позволяет федеральному центру формировать комплекс целевых установок региона на основе взаимного учёта и согласования государственных и специфических региональных интересов. В связи с этим существенный интерес представляет объективная обусловленность сложной природы этого комплекса экономическими законами рынка. Они направляют развитие экономической системы в русло наиболее рационального расходования ресурсов общественного производства. Тогда понятие экономического эффекта приобретает смысл как применительно к системе в целом, так и к отдельным её частям. Тем самым реализуется условия эффективного воспроизводства рабочей силы на местах, происходит рост уровня жизни населения. (2)

Российская Федерация – самое большое по площади государство мира, на территории которого располагаются 83 Федерации, в том числе 21 республика, 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения. В условиях такой обширной неоднородной страны важное значение имеет грамотная и эффективная региональная политика, позволяющая достигать компромисс между интересами государства в целом и интересами отдельных регионов. (3)

Действующие в настоящее время «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», принятые Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 806, содержат следующие определения:

  • «… под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации»;
  • «… под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально – экономических, национально – культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Федерации».

Обращаем внимание на один очень важный момент: в приведённых формулировках появляется новый подход к региональной политике – её объектом могут выступать не только субъекты федерации, но и более крупные регионы.

Соответственно, объектами региональной государственной политики выступают:

  • территориальная структура государства;
  • субъекты федерации
  • регионы, не совпадающие по своим границам с отдельными субъектами федерации.

Предметом региональной политики является обеспечение комплексного решения проблем региона. Этим региональная политика принципиально отличается от других видов государственной политики, которые имеют региональный аспект (промышленная, социальная, экологическая и т.п.) (4)

Региональная политика федерального центра в достаточно длительной перспективе останется результатом компромисса между действиями, направленными на преодоление центробежных тенденций и усилиями по стимулированию очагов и точек роста. В этом плане федерализм не должен рассматриваться как «стимулятор» экономического и политического кризиса, как инструмент обеспечения большей национальной интеграции и экономического роста.

Влияние федеральной экономической политики на социально – экономическое развитие регионов, оказывается, посредством самых разнообразных механизмов, имеющих разную природу, степень изученности и т. д. Поэтому представляется целесообразным провести классификацию этих механизмов.

С точки зрения воздействия федеральной экономической политики на региональное развитие все её инструменты делятся на две составляющие.

Первая – собственно региональная (экономическая) политика (или государственное регулирование территориального развития). Общепринятого определения этого понятия не существует, но смысл большей их части кратко можно свести к следующему: региональная экономическая политика – составляющая федеральной экономической политики, единственная или основная цель которой – влияние на социально – экономическое развитие регионов. Все остальные цели, даже если они и существуют, носят второстепенный характер.

Вторая составляющая – механизмы воздействия экономической политики на региональное развитие, которые не являются частью региональной экономической политики, а относятся к так называемым «региональным последствиям нерегиональных решений». В данном случае речь идёт о воздействии на региональное развитие мер федеральной экономической политики, изначально не ориентированных на оказание влияния на те или иные регионы.

Задачи региональной политики и федеральной интеграционной политики не тождественны. Например, меры по восстановлению банковской системы, обеспечению функционирования магистрального транспорта т. д. не являются «предметом» региональной политики (хотя сильно воздействуют на неё). Поэтому важно добиться институциональной стыковки и непротиворечивости этих задач, отнесённых к разным ведомствам. По – видимому, наиболее перспективным здесь является совместное участие Министерства по делам федерации и национальностей РФ и других федеральных министерств и ведомств в подготовке и реализации крупных межрегиональных программ интеграционной направленности. До сих пор такого взаимодействия не было, либо оно осуществлялось на формальной основе. (5)

Главной идеей концепции экономического развития регионов должно быть согласование стратегических целей развития национальной экономики, субъектов федерации, предприятий.

Данный подход позволит региональной экономической политике отразить интересы субъекта Федерации и федерального центра, поэтому можно утверждать, что такое поведение предприятия соответствует стратегическим интересам национальной экономики, интересам региона и его партнёров, а также собственным интересам предприятия.

В экономической литературе наиболее часто упоминаются две принципиально различные стратегии структурных преобразований, известные в мировой практике: атаковая и реконструктивная.

На первую ориентированы в большей степени те регионы, которые концентрируют значительные финансовые и материальные ресурсы (Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, а также приграничные регионы европейской части России и Дальнего Востока). Для них рекомендуется атакующая стратегия структурных преобразований с ускоренными темпами реформ, опережающими в отдельных случаях общероссийские процессы. (6)

В современных условиях развития российской экономики наблюдается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны. Основным направлением государственной региональной политики в нашей стране является укрепление федеративных отношений. Реализации этой задачи должны способствовать «экономически целесообразная специализация регионов в территориальном разделении труда и рационализация межрегиональных связей, формирование общегосударственных инфраструктурных систем, создания условий для ускоренного экономического роста слаборазвитых регионов и субъектов Федерации, участие государства в решении крупных межрегиональных и острых внутрирегиональных экологических проблем»

Региональная экономическая политика должна исходить, прежде всего, из такого основополагающего принципа: принимаемые на региональномуровне решения законодательных и исполнительных органов власти должны способствовать осуществлению распределения произведённого общественного продукта в соответствии с количеством и качеством затраченного физического и умственного труда.

Региональная экономическая политика должна быть нацелена на положительное стимулирование повышения эффективности производства, что возможно только при условии максимального учёта требования экономического закона разделения труда, реализующегося через улучшение территориального размещения производительных сил, преимущественное увеличение производства в каждом конкретном регионе пользующихся спросом продуктов, для производства которых имеются наилучшие природно – экономические условия.

Важнейшим аспектом экономической политики в современных кризисных условиях становится региональная политика, формируемая и проводимая прежде всего самими регионами. Именно на этом уровне должно быть сделано максимум возможного для согласованного и взаимно интегрирующего развития всех элементов пространственно локализованного воспроизводства на конкретной территории. Только на этом уровне реально возможно учесть весь спектр местных условий и интересов, а федеральный уровень призван обеспечивать дееспособность региональной политики на местах.

Нельзя также не согласиться с утверждением, что объект региональной политики представляет собой взаимосвязи и отношения между регионами. (7)

Государственная региональная экономическая политика формируется и реализуется на двух уровнях государственной власти. Федеральный уровень должен определять стратегические цели и задачи, вырабатывать общие принципы и механизмы осуществления региональной политики. На уровне субъекта Федерации органы власти и управления конкретизируют поставленные цели и задачи, осуществляют оперативную их реализацию с учётом региональных условий, требований и особенностей, используя наиболее эффективные методы и способы воздействия. (8)

Таким образом, можно отметить, что региональная политика – это такой механизм, при котором реализуются интересы государства в отношении регионов, а интересы самих регионов учитываются различными методами и способами. Региональная политика, разрабатываемая и внедряемая – это то, что должно делаться для устойчивого и согласованного развития всех субъектов Российской Федерации с учётом местных условий. Государственная же региональная политика должна быть направлена на сохранение целостности федеральной экономики и имеющая право на совершение политики на местах. Только используя такие подходы можно создать реальную основу для становления федеральной региональной политики, признающей наличие как общих, так и специфических интересов у государства.

Литература:

  1. (Межрегиональная экономическая интеграция: тенденции, факторы и механизм государственного регулирования. Горбунов Н.М. Диссерт. на соиск. степени доктора эконом. наук. Москва 2000 г. стр. 46)
  2. Там же тр. 70
  3. Статья В.В. Мищенко, Л.И. Кукарская: «Проблемы прогнозирования социально – экономического развития в региональной политике Российской Федерации» Журнал «Региональная экономика: теория и практика» №23(116) 2009 г. Стр. 8
  4. Решиев С.С. «Федеральный округ как центральное звено государственной региональной политики. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» №15(108) 2009 г. Стр. 9
  5. Исаев М.Г. Механизм развития межрегиональных интеграционных экономических связей (на примере Южного федерального округа). Диссерт. На соиск степени канд. экон наук. 2006 г.
  6. Сухарёв О.С., Шманев С.В. «Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) «Экономика региона» № 4 2006 г. Стр.68
  7. А. Б. Нагоев Стратегические приоритеты региональной экономической политики. // Региональная экономика: теория и практика. (147) 2010 г. Стр. 34.
  8. Межрегиональная экономическая интеграция: тенденции, факторы и механизм государственного регулирования. Горбунов Н.М. Диссерт. на соиск. степени доктора эконом. Наук. Москва 2000 г. стр. 27