Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Игликова Г.А.
Формы и методы обеспечения устойчивого развития производстваИнновационные преобразования, модернизация производства и его техническое перевооружение предполагают использование стратегического управления, способствующего устойчивому экономическому росту. Данный подход позволяет, на наш взгляд, выбирать методы решения на любом уровне социально-экономического развития (макро-, мезо- и микроэкономическом уровне), влияющие на достижение главной цели – обеспечение устойчивого экономического роста. Поэтому мы считаем, что необходимы такие методы и механизмы, которые обеспечили бы поэтапное усиление конкурентных позиций национальной экономики на рынках товаров с высокой добавленной стоимостью. Все это должно быть конкретизировано в формы и методы устойчивого развития производственной и коммерческой деятельности отечественных товаропроизводителей. Органы, управляющие экономикой Казахстана, на этапе становления и развития рыночных отношений, имеющие обоснованную программу, могут с определенной долей погрешности предвидеть ход процессов социально-экономического развития. Это во многом зависит от используемых методов и механизмов, способствующих технологическому обновлению, эффективной капитализации производства. По мере социально-экономического развития и повышения степени предсказуемости необходимых изменений, меняются конкретные методы стратегического управления. В этих условиях усиливается потребность в более глубоком и всестороннем использовании конкретных методов и механизмов, которые могут обеспечить долговременное устойчивое развитие на всех уровнях национальной экономики. В экономической литературе имеются различные точки зрения и подходы к определению форм, методов и механизмов, применяемых на отдельных иерархических уровнях. Например, многие авторы рассматривают методы и механизмы стратегического управления отдельными компаниями и предприятиями [1]. Другие исследователи предлагают свои схемы формирования региональных рынков и их взаимодействия, определения подходов к экономическому росту и методов его статической оценки, а также механизмы управления региональной политикой [2]. Это объясняется, видимо, тем, что ни на макроэкономическом, ни на мезоэкономическом, ни на уровне отдельных предприятий не ранжированы и не конкретизированы методы и механизмы стратегического управления. Поэтому нами предлагается схема форм, методов и механизмов устойчивого развития по основным иерархическим уровням национальной экономики, представленная на рисунке. В данной схеме отражена зависимость и проведено четкое ранжирование между формами и методами стратегического управления по трем основным уровням. Выделение методов и механизмов стратегического управления на макроэкономическом уровне объективно связано с построением высокоиндустриального государства, способного обеспечить высокий уровень жизни населения. Основными факторами процесса стратегического управления на макроэкономическом уровне являются общеэкономические, геополитические, демографические, научно-технические, социальные, нормативно-правовые и другие факторы [3], которые влияют на реализацию макроэкономической стратегии управления, построенной на использовании наукоемких и высокотехнологичных элементов разрабатываемых схем и программ организации национальной экономики. В соответствии с этой стратегией целью отдельных субъектов экономики становится наращивание капитала, которое ведет к расширению их финансовых возможностей и маневру с использованием диверсификации производственной функции, рынков сбыта и расширение деятельности за пределы границ традиционной отрасли производства путем создания межотраслевых и многоотраслевых производственно-коммерческих структур. При декомпозиции форм и методов устойчивого развития, на наш взгляд, нужно руководствоваться критериями, которые ориентируют на достижение согласованности интересов субъектов экономики, находящихся на различных иерархических уровнях. Так, в соответствии с критерием обеспечения увязки интересов на разных уровнях наиболее целесообразно использовать методы и механизмы по основным сферам деятельности: экономической, социальной, экологической, инновационно-инвестиционной, в форме прогнозов, программ и планов, представленных через совокупность показателей, которые позволяют характеризовать содержание основных социально-экономических процессов, происходящих в стране, отдельных подсистемах, на разных уровнях стратегического управления. С помощью показателей можно обеспечить взаимную увязку прогнозов и стратегических программ и планов на разных уровнях национальной экономики, определить направления в развитии различных отраслей, регионов, темпов их роста, структуру национальной экономики, основные взаимосвязи в ней, темпы экономического роста. Применение определенного механизма позволяет рационально использовать имеющиеся возможности и усиливать мотивацию индивидов и коллективов на разных иерархических уровнях национальной экономики. Несмотря на то, что механизм стратегического управления всегда конкретен при реализации конкретной цели и стратегии развития, формы, методы и инструменты имеют свойства различного действия, что отражается в системе показателей, характеризующей результаты деятельности субъекта хозяйствования, действующего на определенном уровне (микро-, мезо- или макроэкономическом). Такое разнообразие механизмов стратегического управления объясняется, с нашей точки зрения, направленностью на достижение конкретных целей путем воздействия на конкретные факторы различной природы через использование конкретных ресурсов и возможностей субъектов экономики различных иерархических уровней.
Рисунок, лист 1 – Схема форм и методов устойчивого развития по основным иерархическим уровням национальной экономики
Рисунок, лист 2 – Схема форм и методов устойчивого развития по основным иерархическим уровням национальной экономики Организационно-технические и финансово-экономические механизмы способствуют реализации стратегических социо-эколого-экономических целей. Как известно, разнообразная природа факторов управления определяет большое разнообразие механизмов. Так, на развитие научно-технического прогресса влияют многочисленные факторы, действующие на различных иерархических уровнях, это: финансово-экономические, социальные, экологические и т.д. [4]. Исходными элементами для формирования механизмов управления являются конкретный объект и цель преобразования деятельности или состояния данного объекта, в качестве которого в нашем случае выступает научно-технический прогресс. Научно-техническая стратегия обусловливает устойчивость развития субъекта экономики в рамках определенной степени гибкости. При этом традиционный набор методов управления научно-технического прогресса включает методы прямого воздействия на хозяйствующие субъекты через различные программы научно-технического развития, субсидии, льготные кредиты, а также методы косвенного стимулирования технического перевооружения и реконструкции производства на основе налоговых и кредитных льгот. Основной формой осуществления научно-технической стратегии являются целевые научно-технические программы, инновационные и другие. В условиях рыночной экономики существенно меняется механизм финансирования научных разработок. В основе нового подхода к финансированию инновационных процессов заложена идея множества источников финансирования и их программно-целевая ориентация. Главным источником фундаментальных исследований являются бюджетные ассигнования. Прикладные же исследования преимущественно осуществляются за счет средств хозяйствующих субъектов. Здесь можно выделить два различных механизма, это государственный заказ и долевое государственное финансирование. Среди организационных механизмов можно выделить государственный заказ и льготный кредит. Показанные формы, методы и способы конкретизируются в показателях, через которые обеспечивается достижение поставленной цели. Обобщая рассмотрение схемы механизмов развития, необходимо подчеркнуть, что при стратегическом управлении устойчивым развитием производства важная роль принадлежит обеспечению координации и синхронизации всех раскрытых выше механизмов. В условиях современной рыночной экономики существуют значительные трудности при согласовании экономических интересов конкретных товаропроизводителей с задачами улучшения экологических показателей и повышения уровня социального развития. Для предотвращения рассогласования или противоречия между механизмами эколого-экономического развития регионов и конкретных товаропроизводителей целесообразно задействовать дополнительные механизмы стимулирования для внедрения в производство малоотходных технологий путем предоставления различных налоговых льгот и экономических преференций, в особенности предприятиям, создающим мощности по выпуску экологически чистой продукции. Литература:
|