Каталог статей |
Куриленко И.В, Логвина
Ю.М.
Модель идеального руководителяВ условиях острой конкуренции и насыщения рынка схожими товарами и услугами, руководители компаний не справляются с ролью единственного источника идей успешного развития организации. От способностей и качеств руководителя напрямую зависит деятельность всего предприятия. В связи с этим целесообразно выделить модель идеального руководителя. Руководитель – лицо, наделенное властью и полномочиями, которое может влиять на персонал формальными методами [1]. В современных условиях для руководителей становятся актуальными такие новые роли:
Для максимизации деятельности предприятия и создания максимально приятных для персонала условий деятельности руководитель должен обладать лидерскими качествами. Также важным моментом является выбор стиля руководства. Под стилем руководства можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и проч. Согласно модной сейчас модели «ситуативного управления», или «ситуационного руководства», выделяют четыре основных стиля руководства. При этом наилучшего стиля не существует – каждый из них является более эффективным в определенной ситуации. Задача менеджера – правильно диагностировать и выбирать наиболее подходящий для нее стиль формулировки задачи. Стиль 1: Командный. Руководитель дает конкретные указания и пристально следит за выполнением заданий. Стиль 2: Наставительный. Руководитель продолжает давать указания и пристально следить за выполнением заданий. Но, кроме этого, объясняет свои решения, предлагает подчиненному высказывать свои рекомендации и поддерживает прогресс. Стиль 3: Поддерживающий. Руководитель содействует и помогает своим подчиненным в их усилиях по выполнению заданий и делит с ними ответственность при принятии решений. Стиль 4: Делегирующий. Руководитель делегирует подчиненным всю ответственность за принятие решений. Описанные четыре стиля представляют собой комбинации двух основных типов действий, к которым может прибегать менеджер, пытаясь влиять на подчиненных, - командования и поддержки. Каждый из стилей управления соответствует одному из уровней развития подчиненных, к которым и следует применять этот стиль. Уровень развития определяется сочетанием двух факторов: компетентности и преданности делу. Командному стилю соответствует первый уровень (низкая компетентность, высокая преданность). Наставительному – второй (компетентность от низкой до умеренной, преданность – низкая). Поддерживающему – третий (компетентность от умеренной до высокой, преданность переменная). Делегирующему – четвертый (компетентность высокая, преданность высокая). А в соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей. В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства. Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива. Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать. Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления. Исходя из вышесказанного, построим модель идеального руководителя:
Таким образом, от правильности выбора модели руководителя зависит эффективность деятельности всего предприятия, но не стоит забывать, что выбор стиля управления во многом зависит от сложившейся ситуации и положения дел на предприятии. Литература:
|