Каталог статей

Сейтимов Т.С.
Университет «Туран», Казахстан

Становление и развитие института банкротства в экономике Казахстана

Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине ХХ века. Появление и развитие правил о несостоятельности связаны с объективными потребностями общества. При этом каждую ступень развития общества отражают правила, определяющие отношения на данном этапе.

Зарождение института банкротства было обусловлено развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. Тогда невозврат долгов был связан с опасностью лишиться свободы и даже жизни, не говоря уже о захвате имущества должника, что вполне характерно для рабовладельческих производственных отношений.

В Республике Казахстан институт банкротства возник в 1992 г. в связи с проведением рыночных преобразований в экономике, которые безусловно имели и имеют, в том числе, и негативные аспекты, одним из которых явились кризисные явления в экономике, и в частности, возникший в начале 1992 г. и углубившийся в дальнейшем кризис неплатежей. Хозяйственная деятельность значительного количества предприятий стала неэффективной. В этой связи потребовалось рассматривать и проблему появления предприятий, которые оказались в положении фактического банкротства.

Институт банкротства, который в Казахстане был введен принятием Закона от 14 января 1992 г. «О банкротстве», является одним из самых динамично развивающихся правовых институтов. Первый Закон о банкротстве действовал в течение трех лет и был отменен в связи с принятием Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 7 апреля 1995 г. «О банкротстве». В настоящее время в РК действует уже третий по счету Закон «О банкротстве», который был принят 21 января 1997 г.

Динамичное развитие законодательства о банкротстве характерно не только для государств, недавно ставших на путь рыночных преобразований. В развитых странах также отмечается аналогичная тенденция, хотя там такое законодательство на современном этапе характеризуется большей стабильностью, чем в странах, для которых институт банкротства является сравнительно новым экономическим институтом. Как справедливо отмечает В.В.Степанов, экономика каждого государства требует постоянного обновления норм, предназначенных для урегулирования правоотношений, связанных с банкротством.

В этих условиях Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 марта 1995 г. N 359 создается Реабилитационный банк, а в 1997 г. Постановлением Правительства Республики Казахстан создается ОАО «Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий» вначале при Госкомитете по имуществу и приватизации, переданное впоследствии в Министерстве государственных доходов Республики Казахстан. Далее, Постановлением Правительства Республики Казахстан в 2001 году был создан Комитет по работе с несостоятельными должниками при Министерстве государственных доходов Республики Казахстан с его территориальными подразделениями, далее при Министерстве финансов Республики Казахстан.

В настоящее время контроль за проведением процедур банкротства осуществляет Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан с его территориальными подразделениями (межрегиональными департаментами).

Концепция несостоятельности (банкротства) в Казахстане с момента введения этого института претерпела существенные изменения. Изменился подход законодателя к понятию несостоятельности, к основаниям признания должника банкротом, к процедурам банкротства и т.д. Если Закон о банкротстве 1992 г. и Указ о банкротстве 1995 г. при определении основания банкротства исходили из критерия неоплатности, то Закон о банкротстве 1997 г. — из критерия неплатежеспособности. Как отмечает В.В. Витрянский, выбор законодателя в отношении определения критериев банкротства невелик. Все существующие в различных законодательствах подходы к определению несостоятельности можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматривается либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника.

По существу, эти два нормативных правовых акта Закон о банкротстве 1992 г. и Указ от 1995 г. заложили основу для формирования в новых экономических условиях института банкротства несмотря на то, что процедуры, предусмотренные этими нормативными документами, практически не применялись.

Для эффективного функционирования механизма банкротства в трансформируемой экономике Казахстан была предпринята попытка усовершенствования законодательной базы. Так, в 1997 г. был принят Закон о банкротстве 1997 г. С того момента вплоть до 02 апреля 2010 г. в настоящий закон 28 раз были внесены изменения и дополнения: 11 июля 1997 г. N 154 –I; 01 июля 1998 г. N 256 –I; 10 июля 1998 г. N 283 –I; 18 декабря 2000 г. N 128 – II; 02 марта 2001 г. N 162 – II; 11 июля 2001 г. N 239 – II; 24 декабря 2001 г. N 276 - II; 09 августа 2002 г. N 346 - II; 13 марта 2003 г. N 395 - II; 03 июня 2003 г. N 427 - II; 08 апреля 2004 г. N 542 - II; 20 декабря 2004 г. N 13 - III; 08 июля 2005 г. N 71 - III;10 января 2006 г. N 115 - III; 31 января 2006 г. N 125 - III; 20 февраля 2006 г. N 127 - III; 05 июля 2006 г. N 165 - III; 07 июля 2006 г. N 174 - III; 09 января 2007 г. N 213 - III; 11 января 2007 г. N 218 - III; 12 января 2007 г. N 222 - III; 15 мая 2007 г. N 253 - III; 05 июля 2008 г. N 60 - IV; 10 декабря 2008 г. N 101 - IV; 29 декабря 2008 г. N 116 – IV; 13 февраля 2009 г. N 135- IV; 19 марта 2010 г. N 258- IV; 02 апреля 2009 г. N 262- IV.

В нем нашла отражение казахстанская специфика института банкротства, категориальный аппарат которой сформулирован в статье 1 Закона о банкротстве от 1997 г.

Настоящий закон, учел достоинства и недостатки предыдущих указа о банкротстве от 1995 и закона от 1992 гг. и опыт его применения. Прежде всего, было пересмотрено определение банкротства: отказались от приоритетности принципа платности должника, т.е. превышение суммы долга над стоимостью объектов собственности должника перестало быть определяющим при установлении признаков банкротства.

Согласно законодательству Казахстана о банкротстве от 1997 г. критерием банкротства является неплатежеспособность, которая подразумевает несостоятельность должника ответить по своим обязательствам. Дело о банкротстве предприятий рассматривается судом, если требования к должнику в совокупности составляет сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей и исполнение обязательств не происходит течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения. По словам А.А.Рамазанова и Р.М.Рузанова Р.М. оно происходит из опыта развитых рыночных стран.

В целом, если рассматривать процесс становления и развития института банкротства в экономике Казахстана, то его можно разделить на три этапа. Рисунок 1.

Основанием для этого послужили экономические реформы того периода которые по словам М.Б.Кыстаубаева выделены также в три этапа. Таблица 1.

Таблица 1 – Этапы экономических реформ и развития института банкротства в экономике Казахстана.

Этапы

Этапы экономических реформ

Характеристика этапов

1 этап

В связи с началом коренного реформирования экономики 1992 – 1993 гг.

Принят Закон РК

«О банкротстве» от 1992 г.

2 этап

В связи с введением национальной валюты тенге 1993 – 1997 гг.

Принят Закон РК

«О банкротстве» от 1995 г

3 этап

В связи с развитие национальной экономики 1997 – 2001 гг.

Принят Закон РК

«О банкротстве» от 1997 г.

Как и любая классификация, вариант, рассмотренный в таблице и рисунке, обладает определенной степенью условности. Но он облегчает понимание и появления института банкротства в экономике Казахстана, как специфического экономического явления.

Рисунок 1 - Этапы развития института банкротства в экономике современного Казахстана

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «О банкротстве» от 21 января 1997 г. N67-I;
  2. Кыстаубаев М. Б. Финансово-экономическое оздоровление промышленных предприятий с применением процедур банкротства. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Алматы, 2002 г.;