Каталог статей |
Ермоленко Д.О.; Гвасалия Д.С.; Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган – Барановского Уровень обеспечения населения социальными благами и услугамиАктуальность темы заключается в решении проблемы создания эффективной системы управления социально-экономическими процессами в регионах и муниципальных образованиях, включающей в себя современные требования о повышении результативности процесса оказания социальных услуг населению. Целью данной работы является исследование направлений совершенствования реализации социальных услуг и их значения для населения. Социальные услуги - услуги по предоставлению социальной помощи детям, престарелым и специальным категориям лиц с ограниченными возможностями ухода за собой. Эти услуги оказываются государственными или частными организациями с обеспечением проживания (приютами для сирот, интернатами и общежитиями для детей, исправительными домами для несовершеннолетних правонарушителей, домами для престарелых, а также для лиц с физическими и умственными недостатками и т.п.) или без обеспечения проживания (консультации, попечительство, помощь беженцам, трудоустройство, удовлетворение просьб о помощи и аналогичные услуги, предоставляемые отдельным лицам и семьям на дому или в др. местах). [3] Социальные услуги определяются как комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающихся в посторонней помощи, с целью улучшения или восстановления их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни. [2] Социальные благо-все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.[2] Нам кажется, что важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время и т.д. Наиболее распространенный вид социального обеспечения – пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из обчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.[1] Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода Украины к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страхових фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. [4] Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сложившаяся финансово-экономическая ситуация в Украине значительно снизила результаты законотворческой и практической деятельности исполнительной и представительной властей в социально-культурной сфере, ограничила возможности страны в проведении активной социальной политики, привела к обострению как традиционных, так и к появлению новых социальных проблем. Такое положение вещей требует от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее значимых социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом использовании. Список использованной литературы:
|