Каталог статей |
Курбанова З.З.
Региональный подход к решению проблем территориальной экономической интеграцииВ условиях развития рыночных отношений для изучения экономических реформ огромное значение играет региональная экономика, которая включает в себя область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определённое место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами. (1) Изучение хозяйства регионов в России велось столетиями, но целенаправленное исследование и преобразование экономики регионов страны началась в советское время. С этой эпохой связано зарождение и становление региональной экономики как научного направления, состоящего из трёх периодов. Первый этап – от 20-х до 70-х годов – был отмечен началом крупных практических исследований и созданием условий для развития региональной экономики. Крупные учёные – экономисты и географы, плановики и проектанты такие как: И.Г. Александров, Н.Н. Баранский, В.Ф. Васютин, Н.А. Колосовский, Л.Л. Никитин, С.Г. Струмилин, Я.Г. Фейгин и др. стремились внедрить в неё конструктивные, планово- аналитические методы. Второму этапу с 60-х по 90-е годы была характерна перестройка территориально- экономических исследований, рождение и развитие региональной экономики при командно- административной системе. Благодаря взаимодействию творческих коллективов – во главе с ведущими учёными: Н.Н.Некрасовым, А.И.Ведищевым, А.Е.Пробет, С.В.Славиным, Р.И.Шнипер и многими другими составлялись схемы развития и размещения производительных сил. Третий этап – с начала 90-х годов – сопровождался с адаптации региональной экономики к рыночным отношениям. Произошедшее изменение форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо показателей ориентированных на выполнение плана, стали рассчитывать показатели, которые применяются при прогнозе социально – экономического поведения регионов при различных ситуациях развития страны. Понятие «регион» заимствовано из категориального аппарата экономической и социальной географии, которая рассматривает его как таксономическую единицу природно- территориального деления страны в соответствии с имманентными данной отрасли научного знания признаками и индикаторами. (2) С научной точки зрения регион можно рассматривать как независимую единицу макроэкономической структуры национального хозяйства, которая определяется в качестве формы организации и функционирования социальной хозяйственной системы, целенаправленно выполняющая процесс самовоспроизводства на основе использования принципа сравнительных преимуществ с учётом факторов локально- территориального характера и ресурсов при совпадении экономических интересов и социальных целей федерального центра и территориально- поселенческой общности (населения) и согласовании индикаторов эволюционной динамики со стратегическими ориентирами развития страны. В сложившейся ситуации, с точки зрения правового оформления, управленческого воздействия, организационного становления, информационного обеспечения, действующих распределительных механизмов, финансовых технологий, регулирования логических схем товаропотоков и каналов движения материальных и фондовых ценностей понятие «регион» целесообразнее отнести к субъектам Российской Федерации, придав в принятой схеме таких координат статус макрорегиона крупным экономическим районам, а статус микрорегиона – внутрирегиональным структурам. Региональное деление – это одна из форм экономического районирования, позволяющая субъектам Федерации осуществлять целенаправленное управление развитием своей территории, оказывая постоянное воздействие на ход экономических и социальных процессов с учётом специфики различных районов своей территории. (3) При изучении региональных проблем и путей развития регионов необходимо принять во внимание, что российские регионы заметно отличаются друг от друга. Данные различия носят территориальный, природно – географический характер, а также в экономическом потенциале, уровне развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Проводятся исследования производственной и социальной инфраструктуры, количество предприятий и организаций, численности населения и его трудоспособной части. Рассматривают имеющийся налоговый потенциал, и многое другое. Проблемы прогнозирования эффективности функционирования региональных экономических систем особенно актуальны. При этом главным стало достижение не просто оптимального сочетания общегосударственного и регионального управления, а эффективной саморегулируемости региональных экономических систем при активной роли государственных и региональных органов государственной власти. (5) Экономическая интеграция – это присущий современному обществу объективный процесс постепенного сращивания хозяйственных механизмов двух или нескольких государств, находящихся, как правило, в одном регионе примерно на одном уровне экономического развития, имеющих совместимые социально – экономические и политические системы и приоритеты и проводящих политику интеграции. Этот процесс проявляется в создании региональных интеграционных объединений, содержащих определённый набор экономических и правовых инструментов и норм. (7) На региональном уровне экономическая интеграция может связать с отсталые нерентабельные территориальных комплексы, хозяйствующих субъектов с удовлетворяющими рыночный спрос на товары и услуги, что приводит к уменьшению безработицы, инфляции и социальной напряжённости. При такой интеграции могут возникнуть и другие эффекты: наращивание качества товаров и услуг, внебюджетных доходов, более полное удовлетворение спроса потребителей, всё это приводит к повышению эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых территориальных комплексов и хозяйствующих субъектов. Интеграция также приводит к расширению воспроизводства за счёт реинвестирования внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию кадров, производятся доплаты за участие в коммерческой деятельности. Развитие межрегиональных экономических связей и процессов интеграции регионов происходит в условиях продолжающейся реформы по образованию экономических отношений, взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. В развитии межрегионального сотрудничества и процесса интеграции весомый вклад вносят ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, которые начали создаваться с 1991 г. по инициативе региональных органов власти. На начальном этапе своей деятельности ассоциации решали в основном политические задачи. Однако в дальнейшем основные направления деятельности ассоциации сконцентрировались на экономических проблемах взаимодействия региона и страны. Ассоциации экономического взаимодействия регионов решают задачи реализации крупномасштабных региональных инвестиционных программ и проектов. Таким образом, ассоциации экономического взаимодействия регионов являются важной и перспективной формой регулирования и координации межрегионального экономического сотрудничества. Однако эффективность их статуса работы недостаточна, что обусловлено нечеткостью функций и правового статуса, ограниченными экономическими возможностями многих субъектов Федерации. Требуется разработка реальных механизмов регулирования интеграционных процессов в рамках ассоциаций, преодоление ориентации руководителей регионов на локальные интересы. (4) Региональную экономику следует рассматривать с позиций обеспечения условий наиболее эффективного функционирования всех экономических субъектов, расположенных как на территории региона, так и за его пределами. (8) Изучая теоретические аспекты интеграции территориальных комплексов, в первую очередь необходимо дать научную классификацию различных их видов. При рассмотрении объектов классификации можно выделить территориальные комплексы, различные хозяйствующие субъекты всех типов, уровней и форм собственности. Классификационным признаком может служить разноуровневость организационно – правовых структур. Действительно, если интегрировать хозяйствующие субъекты только определённой отраслевой направленности, то в данном случае имеет место горизонтальная интеграция. Устойчивое развитие регионов должно рассматриваться как открытые, сложные системы, находящихся в динамическом состоянии. В этом случае регион можно представить как сложноорганизованное образование, которое включено в более крупную, более глобальную систему. Экономические выгоды интеграции определяются, прежде всего, масштабностью формируемых хозяйственно кооперативных комплексов, широтой их состава и тесными связями, т.к. обособленные небольшие территории в хозяйственном отношении малоэффективны, неустойчивы в развитии и не способны к самостоятельному прогрессированию. Большое значение при разработке механизмов усиления интеграционных процессов имеет формирование и деятельность интеграционных институтов, с чем соглашаются многие исследователи (Тимофеев Д.В., Башарин С.М., С.В. Терещук, В.Н. Краев, Павлов К., Сибирская Е.В, Смыков В.В. др.). В деятельности таких интеграционных институтов должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон: бизнеса, органов региональной власти и местного самоуправления. (6) Таким образом, обеспечивается устойчивое развитие региона с внешней средой. Региональный подход к решению различных проблем управления территориальной экономической интеграцией в последнее время выходит на первый план. Именно на региональном уровне возможно принятие более эффективных и оптимальных решений в преобразовании российских регионов РФ. Литература
|