Каталог статей

Курбанова З.З.
Соискатель института социально-экономических исследований ДНЦ РАН

Региональный подход к решению проблем территориальной экономической интеграции

В условиях развития рыночных отношений для изучения экономических реформ огромное значение играет региональная экономика, которая включает в себя область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.

Каждый регион занимает определённое место в хозяйственном комплексе страны, составляя в тоже время единое экономическое целое с другими регионами. (1)

Изучение хозяйства регионов в России велось столетиями, но целенаправленное исследование и преобразование экономики регионов страны началась в советское время. С этой эпохой связано зарождение и становление региональной экономики как научного направления, состоящего из трёх периодов.

Первый этап – от 20-х до 70-х годов – был отмечен началом крупных практических исследований и созданием условий для развития региональной экономики. Крупные учёные – экономисты и географы, плановики и проектанты такие как: И.Г. Александров, Н.Н. Баранский, В.Ф. Васютин, Н.А. Колосовский, Л.Л. Никитин, С.Г. Струмилин, Я.Г. Фейгин и др. стремились внедрить в неё конструктивные, планово- аналитические методы.

Второму этапу с 60-х по 90-е годы была характерна перестройка территориально- экономических исследований, рождение и развитие региональной экономики при командно- административной системе.

Благодаря взаимодействию творческих коллективов – во главе с ведущими учёными: Н.Н.Некрасовым, А.И.Ведищевым, А.Е.Пробет, С.В.Славиным, Р.И.Шнипер и многими другими составлялись схемы развития и размещения производительных сил.

Третий этап – с начала 90-х годов – сопровождался с адаптации региональной экономики к рыночным отношениям. Произошедшее изменение форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо показателей ориентированных на выполнение плана, стали рассчитывать показатели, которые применяются при прогнозе социально – экономического поведения регионов при различных ситуациях развития страны.

Понятие «регион» заимствовано из категориального аппарата экономической и социальной географии, которая рассматривает его как таксономическую единицу природно- территориального деления страны в соответствии с имманентными данной отрасли научного знания признаками и индикаторами. (2) С научной точки зрения регион можно рассматривать как независимую единицу макроэкономической структуры национального хозяйства, которая определяется в качестве формы организации и функционирования социальной хозяйственной системы, целенаправленно выполняющая процесс самовоспроизводства на основе использования принципа сравнительных преимуществ с учётом факторов локально- территориального характера и ресурсов при совпадении экономических интересов и социальных целей федерального центра и территориально- поселенческой общности (населения) и согласовании индикаторов эволюционной динамики со стратегическими ориентирами развития страны.

В сложившейся ситуации, с точки зрения правового оформления, управленческого воздействия, организационного становления, информационного обеспечения, действующих распределительных механизмов, финансовых технологий, регулирования логических схем товаропотоков и каналов движения материальных и фондовых ценностей понятие «регион» целесообразнее отнести к субъектам Российской Федерации, придав в принятой схеме таких координат статус макрорегиона крупным экономическим районам, а статус микрорегиона – внутрирегиональным структурам.

Региональное деление – это одна из форм экономического районирования, позволяющая субъектам Федерации осуществлять целенаправленное управление развитием своей территории, оказывая постоянное воздействие на ход экономических и социальных процессов с учётом специфики различных районов своей территории. (3)

При изучении региональных проблем и путей развития регионов необходимо принять во внимание, что российские регионы заметно отличаются друг от друга. Данные различия носят территориальный, природно – географический характер, а также в экономическом потенциале, уровне развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Проводятся исследования производственной и социальной инфраструктуры, количество предприятий и организаций, численности населения и его трудоспособной части. Рассматривают имеющийся налоговый потенциал, и многое другое.

Проблемы прогнозирования эффективности функционирования региональных экономических систем особенно актуальны. При этом главным стало достижение не просто оптимального сочетания общегосударственного и регионального управления, а эффективной саморегулируемости региональных экономических систем при активной роли государственных и региональных органов государственной власти. (5)

Экономическая интеграция – это присущий современному обществу объективный процесс постепенного сращивания хозяйственных механизмов двух или нескольких государств, находящихся, как правило, в одном регионе примерно на одном уровне экономического развития, имеющих совместимые социально – экономические и политические системы и приоритеты и проводящих политику интеграции. Этот процесс проявляется в создании региональных интеграционных объединений, содержащих определённый набор экономических и правовых инструментов и норм. (7)

На региональном уровне экономическая интеграция может связать с отсталые нерентабельные территориальных комплексы, хозяйствующих субъектов с удовлетворяющими рыночный спрос на товары и услуги, что приводит к уменьшению безработицы, инфляции и социальной напряжённости. При такой интеграции могут возникнуть и другие эффекты: наращивание качества товаров и услуг, внебюджетных доходов, более полное удовлетворение спроса потребителей, всё это приводит к повышению эффективности использования кадрового и материального потенциала интегрируемых территориальных комплексов и хозяйствующих субъектов. Интеграция также приводит к расширению воспроизводства за счёт реинвестирования внебюджетных доходов в основные фонды, оплату расходов на повышение квалификации и переквалификацию кадров, производятся доплаты за участие в коммерческой деятельности.

Развитие межрегиональных экономических связей и процессов интеграции регионов происходит в условиях продолжающейся реформы по образованию экономических отношений, взаимоотношений между центром и субъектами Федерации.

В развитии межрегионального сотрудничества и процесса интеграции весомый вклад вносят ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, которые начали создаваться с 1991 г. по инициативе региональных органов власти. На начальном этапе своей деятельности ассоциации решали в основном политические задачи. Однако в дальнейшем основные направления деятельности ассоциации сконцентрировались на экономических проблемах взаимодействия региона и страны.

Ассоциации экономического взаимодействия регионов решают задачи реализации крупномасштабных региональных инвестиционных программ и проектов. Таким образом, ассоциации экономического взаимодействия регионов являются важной и перспективной формой регулирования и координации межрегионального экономического сотрудничества. Однако эффективность их статуса работы недостаточна, что обусловлено нечеткостью функций и правового статуса, ограниченными экономическими возможностями многих субъектов Федерации. Требуется разработка реальных механизмов регулирования интеграционных процессов в рамках ассоциаций, преодоление ориентации руководителей регионов на локальные интересы. (4)

Региональную экономику следует рассматривать с позиций обеспечения условий наиболее эффективного функционирования всех экономических субъектов, расположенных как на территории региона, так и за его пределами. (8)

Изучая теоретические аспекты интеграции территориальных комплексов, в первую очередь необходимо дать научную классификацию различных их видов. При рассмотрении объектов классификации можно выделить территориальные комплексы, различные хозяйствующие субъекты всех типов, уровней и форм собственности. Классификационным признаком может служить разноуровневость организационно – правовых структур. Действительно, если интегрировать хозяйствующие субъекты только определённой отраслевой направленности, то в данном случае имеет место горизонтальная интеграция.

Устойчивое развитие регионов должно рассматриваться как открытые, сложные системы, находящихся в динамическом состоянии. В этом случае регион можно представить как сложноорганизованное образование, которое включено в более крупную, более глобальную систему.

Экономические выгоды интеграции определяются, прежде всего, масштабностью формируемых хозяйственно кооперативных комплексов, широтой их состава и тесными связями, т.к. обособленные небольшие территории в хозяйственном отношении малоэффективны, неустойчивы в развитии и не способны к самостоятельному прогрессированию.

Большое значение при разработке механизмов усиления интеграционных процессов имеет формирование и деятельность интеграционных институтов, с чем соглашаются многие исследователи (Тимофеев Д.В., Башарин С.М., С.В. Терещук, В.Н. Краев, Павлов К., Сибирская Е.В, Смыков В.В. др.). В деятельности таких интеграционных институтов должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон: бизнеса, органов региональной власти и местного самоуправления. (6)

Таким образом, обеспечивается устойчивое развитие региона с внешней средой. Региональный подход к решению различных проблем управления территориальной экономической интеграцией в последнее время выходит на первый план. Именно на региональном уровне возможно принятие более эффективных и оптимальных решений в преобразовании российских регионов РФ.

Литература

  1. Т. Г. Морозова, М.П. Победина Г.Б. Поляк и др. Региональная экономика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г..
  2. Алаев Э.Б. Соционально – экономическая география. М.: 1983 г.
  3. Жукова М.А. Диссетр. На соискание степени канд. экон. наук. Специфика формирования механизмов регионализации интеграции деятельности хозяйствующих субъектов территории. (На материалах Кабардино- Балкарской Республики). Нальчик 2006 г
  4. Ростанец В., Топилин А. Социальные структуры региональной интеграции. // Экономист № 2, 2006 г. Стр. 53, 55 – 56.
  5. Сибирская Е.В, Старцева О.А, Пьянова Н.В. Системное управление региональной экономикой. // Регионология № 4, 2007 г. Стр. 73
  6. Диссертация на соискание степени канн. экон. Наук Богатырь Т.В. «Развитие экономической интеграции территории региона» (на примере Вологодской области) Стр. 35. Вологда 2005г.
  7. Е.В., Соболева Ю.П. Стратегия развития интеграции в промышленности. // Региональная экономика: теория и практика № 1(58) 2008 г. Стр. 19 -20.
  8. . Сибирская Е.В, Старцева О.А, Пьянова Н.В. Системное управление региональной экономикой. // Регионология № 4, 2007 г. Стр. 73