Каталог статей |
Кипаренко А.Е.
Рекомендации Базельского комитета по вопросам банковского надзораИнтернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов банковского надзора. В связи с этим возникла объективная необходимость в координации усилий надзорных органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы банковского надзора. Базельский комитет по банковскому надзору на протяжении многих лет работает в этой области. Им изучаются возможности укрепления пруденциального банковского надзора во всех странах путем развития сотрудничества со странами, не входящими в "десятку", а также укрепления пруденциального надзора в странах - членах Комитета. Целью данной работы является изучение рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и перспектив их внедрения на территории Украины. Базельский комитет по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) создан под эгидой Банка международных расчетов (Bank for International Settlements) в 1974 году. Своё название комитет получил по месту нахождения постоянно действующего секретариата в городе Базель (Швейцария). Комитет был учреждён председателями центральных (национальных) банков стран «Группы Десяти» после проблемных событий на международном валютном и банковском рынках, в частности, после банкротства западногерманского банка «Герштатт». Комитет не является структурным подразделением Банка международных расчетов и функционирует автономно. Принимаемые Комитетом постановления являются определяющими в работе международных и национальных финансовых учреждений и направлены, в первую очередь, на укрепление стабильности и безопасности банковской системы в целом. Первое заседание комитета состоялось в 1975 году, и с тех пор он регулярно собирается 3-4 раза в год. Членами комитета являются: Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Великобритания и США. Государства представлены сотрудниками центральных (национальных) банков, а также представителями органов, ответственных за осуществление банковского надзора. В настоящее время председателем комитета является председатель Центрального банка Нидерландов Нут Веллинк [1]. Наиболее известный современный пример применения международных стандартов регулирования банковской деятельности – это Соглашение про международное приближение определения капитала и стандартов капитала: пересмотренная концептуальная основа (Базель ІІ), принятая 26 июня 2004 года. Принятие Базеля ІІ стало ответом на многочисленные претензии со стороны международного банковского сообщества к предыдущему Соглашению про международное приближение определения капитала и стандартов капитала (Базель І) в связи с развитием банковского дела и банковской технологии и появлением новых требований в сфере банковского регулирования. Второе Базельское соглашение поддержали более 130 стран. В этом документе детально изложены методология расчёта достаточности капитала и минимальные стандарты, которые национальные органы надзора, представленные в комитете, должны предложить к утверждению в своих странах. Главное отличие свода нормативов от предыдущего соглашения состоит в новых подходах к оценке кредитных рисков. Предполагается наличие у банков собственных рейтинговых систем, позволяющих классифицировать клиентов по степени надежности. Кроме того, оно предусматривает новые подходы к прозрачности, уточняет объем информации, которую кредитные организации должны предоставлять рынку. На основе Базеля II создана директива ЕС, которая носит законодательный характер. Ее действие распространяется на все европейские кредитные учреждения и инвестиционные компании. Под ее действие также подпадают и все крупные финансовые компании стран, не входящих в Еврозону, но осуществляющие на ее территории банковскую деятельность, операции с ценными бумагами и инвестиционное управление. Базель ІІ содержит 3 так называемые опоры:
Предварительная редакция третьей части положений Базельского комитета по банковскому надзору (Базель ІІІ) была принята в декабре 2009 года. Ввод Базеля ІІІ в действие запланирован с 2012 года. Основным положением Базеля ІІІ является ужесточение требований к форме капитала первого уровня, который должны будут составлять только обыкновенные акции и нераспределенная прибыль. Кроме того, к банкам будут предъявлены требования по созданию в фазе экономического роста запасов капитала сверх регулятивного минимума и осуществлен переход к формированию резервов на возможные потери на основе модели ожидаемых, а не понесенных потерь. Также предлагается ввести минимальный показатель ликвидности, позволяющий оценивать, располагает ли банк возможностями продолжать свою деятельность в течение ближайших 30 дней, а также показатель долгосрочной ликвидности (один год). Кроме того, будет введен дополнительный показатель оценки достаточности капитала — соотношение капитала и совокупных активов (за вычетом резервов и без учета обеспечения) [3]. Внедрение условий Базельского соглашения, безусловно, имеет значительные преимущества, но существуют серьёзные проблемы на пути его внедрения в разных странах мира. Первая проблема – это временной фактор, ведь банкам будет необходим значительный промежуток времени для того, чтобы перейти на новые стандарты расчёта капитала, особенно это касается усовершенствованных методов оценки, которые базируются на внутренних системах оценки. Вторая проблема – это высокие затраты на реализацию требований нового Базельского соглашения. Третья проблема – формирование баз данных на агрегирование информации, которая поступает из разных источников, которые несопоставимы по техническим характеристикам. Четвёртая проблема - неготовность банков, особенно в странах, которые развиваются, к внедрению систем управления рисками [4]. Внедрение Базеля ІІ в Украине сталкивается с дополнительными проблемами. До сих пор не внедрена поправка к Соглашению 1988 г., которая касается рыночных рисков, кроме того банковская система всё ещё пребывает в процессе трансформации учёта к международным стандартам [5]. Оптимальный путь перехода на новые стандарты для Украины предполагает следующие шаги. Во-первых, принятие Базеля ІІ за основу дальнейших преобразований в сфере банковского надзора в Украине. Это предполагает реформирование минимальных требований Национального банка Украины к объёму капитала банков, пересмотра действующих систем оценки банковских рисков, а также систем оценки риск-менеджмента банка и механизмов банковского внутреннего контроля. Во-вторых, изменения необходимы в самом процессе проверки банка органами банковского надзора: от повышения резервов для слишком рисковых банков к обеспечению постоянного контакта между банком и надзорным органом. Также в необходимо повысить требования касательно прозрачности деятельности и рыночной самодисциплины банков Украины. Прежде всего это касается повышения роли публичности банковской отчётности. Следующим шагом в формировании новой парадигмы банковского надзора в Украине должно стать использование Национальным банком Украины независимых аудиторов для надзора за банками. Это даст возможность повысить качество инспектирования банков Украины. Очень важным также является предоставление органу банковского надзора права на профессиональное суждение и принятие адекватных мер в соответствие с этим суждением, что позволит в корне изменить качество принятых решений Национального банка Украины как основного органа банковского надзора в Украине. Таким образом, Базельский комитет не наделён какими-либо формальными наднациональными полномочиями. Формулируя свои предложения, разрабатывая стандарты, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надёжной и эффективной системы банковского надзора. Присоединение к Базельскому соглашению становится необходимым и для банковского сектора, и для национальной экономики в целом. Без освоения стандартов Базеля ІІ украинская банковская система окажется поглощена иностранным банковским капиталом, или её просто изолируют от основных международных финансовых потоков. Такая ситуация приведёт к тому, что прекратится приплыв иностранных инвестиций в страну. Требования к капиталу, которые определяются Базелем ІІ, основаны на современных подходах оценки рисков, более того – соглашение стимулирует внедрение именно усовершенствованных методов оценки рисков, которые базируются на внутрибанковских моделях. Поэтому международное банковское сообщество понимает необходимость внедрения Базельского соглашения. Литература:
|