Каталог статей |
К.э.н. Васильев А.К., Ефимова Н.Б.
Алгоритм построения эколого-экономического механизма лесоуправленияПроблема устойчивого управления лесами с целью сохранения лесных экосистем не решается путем ограничений и ужесточения пользования лесом, вплоть до исключения из пользования (заповедание) значительных территорий. Возникает необходимость разработки способов такого управления лесами, которые охватывали бы весь круг проблем сохранения лесов и пользования лесами на основе более совершенных механизмов принятия решений и технологий лесопользования. Поэтому формирование нового эколого-экономического механизма реализации устойчивого лесоуправления с учетом опыта и проблем малолесных регионов, общероссийских и общемировых тенденций развития лесного сектора экономики является актуальным вопросом. С позиции устойчивого развития эколого-экономический механизм лесоуправления подразумевает совокупность элементов, принципов, правовых норм, методов и инструментов, направленных на гармоничное достижение социально-экологических и экономических целей устойчивого лесопользования. Мероприятия по созданию в лесном секторе эффективного ресурсного менеджмента должны стать приоритетными в стратегии развития отраслей лесной промышленности и лесного хозяйства. Целесообразно выделить следующие мероприятия построения эколого-экономического механизма лесоуправления (рисунок 1). Экологические интересы общества диктуют необходимость создания эффективного экономического механизма лесопользования, обеспечивающего усиление стимулирующего воздействия экологических платежей, которое должно стать их доминирующей функцией.
Рисунок 1 – Алгоритм построения эколого-экономического механизма лесоуправления Для того чтобы создать, механизм получения лесного дохода на уровне субъекта РФ, требуется разработка модели конъюнктуры на лесные ресурсы, среднесрочной и долгосрочной программы аренды лесов и лесопользования, системы контроля качества лесопользования, новых механизмов формирования дохода от лесного хозяйства, лесопользования и смежных с ними производств; установление источников дохода от специально накопленного в лесной растительности углерода на основе денежных поступлений от продажи прав на выбросы парниковых газов, эквивалентные по своему размеру секвестрированной массе углерода (Киото-углерод и Киото-леса); подготовка региональной программы инвестиционной и инновационной политики в лесной экономике субъекта, организация региональных объединений производителей лесной продукции, долгосрочная программа кооперации с сопредельными регионами и странами для содействия привлечению инвестиций в лесную экономику региона. В итоге на локальном уровне (территория лесничеств) управление лесным хозяйством может осуществить поэтапный переход к модели дифференцированного лесного хозяйства и лесопользования на уровне лесничеств (сколько типов хозяйствования, столько и типов лесничеств). Это значительно облегчит переход к модели экосистемного лесного хозяйства на уровне лесничеств и переход к модели лесопользования на основе экономической (кадастровой) оценки земель лесного фонда. В целом предлагаемый эколого-экономический механизм может обеспечить устойчивое воспроизводство лесных ресурсов (стабильное повышение их эколого-экономической ценности) на базе финансовой самостоятельности лесничеств и самоокупаемости лесного хозяйства и, следовательно, станет эффективным средством реализации новой лесной политики. Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами. Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативно-правовой базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства. Механизм становления устойчивого лесоуправления объединяет следующие основные блоки:
Система управления лесным хозяйством, как и любая другая, формируется из определенных элементов. В этой связи справедливо утверждать, что изучить систему – значит определить элементы системы, выразить их переменные, выделить параметры. Под элементами целесообразно понимать структурообразующие части системы. При этом элементу присущи одно или несколько свойств, и каждое из них будет либо использовано в системе, либо являться потенциальным для функционального использования. Функционируя как поликомпонентное образование, рассматриваемый механизм должен соответствовать ряду основополагающих условий:
Экономическая эффективность и устойчивость лесохозяйственного комплекса малолесных регионов решающим образом зависит от степени использования социальных и рекреационных функций леса. Отечественный и зарубежный опыт убеждают, что наилучших экономических результатов добиваются там, где организовано рациональное использование лесных ресурсов при ориентации на рекреационное лесопользование и соблюдение условий Киотского протокола (посадка лесов Киото). Исходя из вышесказанного, в целях обеспечения развития лесного хозяйства Волгоградской области предлагается наметить следующие мероприятия:
Особенно актуальными управленческими задачами в области распоряжения и пользования лесными ресурсами являются комплексные экономические мероприятия, направленные на повышение их доходности (увеличение цен на древесину, отпускаемую на корню) в условиях формирования цивилизованных рыночных отношений. Расширение спектра лесных продуктов и услуг, предоставление их на современном эколого-техническом и технологическом уровнях, особенно злободневной проблемой является разработка эколого-ориентированного лесоресурсного менеджмента, особенно в регионах, где леса выполняют средозащитные, социальные функции. |