Каталог статей | |||||||||||||||||
Д-р.т.н.
Малюк Л.П.
Асп. Дубинина С.А.
К.т.н. Непочатых Т.А.
Оценка экономической эффективности новых овощетворожных пастРасширение ассортимента продуктов питания, улучшение их качества является результатом роста требовательности потребителей к качеству продукции, переориентации на более ценные в потребительском отношении продукты питания. Перспективным направлением усовершенствования ассортиментов продукции на основе сыра кисломолочного, на наш взгляд, является производство творожых паст с добавлением сельдерея, пастернака и петрушки, за счет чего происходит улучшение свойств продукта, расширение их ассортимента, уменьшение цены. Авторами разработана и научно обоснованная технология производства овощетворожных паст, в частности паст творожных с сельдереем, пастернаком и петрушкой. Новый продукт имеет конкурентное преимущество относительно продукции, известной сегодня на предприятиях питания, особенно с учетом того, что подавляющее большинство предприятий отрасли в Украине являются независимыми хозяйствующими субъектами. Конкурентоспособность разработанной продукции состоит в получении необходимого и достаточного размера прибыли для успешного функционирования продукции и всего предприятия на рынке, что является источником финансовых ресурсов хозяйственного субъекта. Именно поэтому необходимым этапом процесса разработки технологии производства нового продукта является расчет экономической эффективности внедрения технологии в производство. Основой экономической эффективности нового продукта и технологии выступает, в первую очередь, прибыль, которую может получить предприятие питания от внедрения в производство данного вида продукта. Для расчета возможной дополнительной прибыли, прежде всего, необходимо рассчитать себестоимость и отпускную цену новой продукции в сравнении с аналогичными видами продукции, которая представлена на рынке. Расчет себестоимости осуществлялся на основании действующего законодательства Украины (нормативных актов, принятых и утвержденных в соответствующем порядке). Расчет отпускной цены предложенного продукта и сравнение ее с ценой аналоговой продукции позволяет сделать следующий вывод: творожная паста с сельдереем/пастернаком/ петрушкой ниже по цене известных продуктов-аналогов, которые представлены на отечественном рынке. Это связано с тем, что производителем всех других аналогичных продуктов является Россия и Германия, т.е. данные виды продуктов являются импортированными, что соответственно отражается на их цене. Предлагаемый нами продукт (творожная паста с сельдереем/пастернаком/ петрушкой) будет производиться отечественными предприятиями пищевой промышленности, поэтому безусловно будет конкурентоспособным на рынке по цене. Согласно расчетам, дополнительная прибыль, которую можно получить с каждой 1 тонны готовой продукции или 5000 шт. изделий массой 200 г составляет: Пр = (Оптовая цена продукта-аналога - Оптовая цена нового продукта) * Количество изделий Пр = (10,3-6,4) * 5000 = 19500,0 (грн.). Результаты расчетов экономической эффективности от внедрения технологии производства нового продукта - творожных паст с белыми корнеплодами представлены в табл. 1.
Таблица 1. - Оценка экономической и социальной эффективности от внедрения технологии производства творожных паст с сельдереем, пастернаком и петрушкой для предприятий питания в расчете на 1 тонну готовой продукции или 5000 шт. готовых изделий
Таким образом, расчеты экономической эффективности разработанной технологии производства овощетворожных паст с сельдереем, пастернаком и петрушкой подтверждают выводы о конкурентоспособности данной продукции на рынке. Экономическая эффективность сопровождалась снижением затрат на сырье путем добавления в рецептуру белых корнеплодов. Результирующим экономическим эффектом является снижение отпускной цены готовой продукции по предложенной технологии. При сравнении с качественными характеристиками продукта-аналога, предлагаемый нами вид продукции имеет существенным образом важное значение. Литература:
|