Каталог статей

Супрун К. К.
Донецький національний університет економіки і торговлі імені Михайла Туган-Барановського, Україна

Теоретические основы международной экономической безопасности

Мировые социально-экономические процессы на границе второго и третьего тысячелетий вступили в период глубоких изменений, результатом которых должна стать новая конфигурация мирового порядка, новое соотношение сил, новейшие социально-экономические механизмы развития, новейшая геополитическая, геоэкономическая, цивилизованная картина мира. Глобальные изменения вызывают целую систему проявлений нестабильности, различных кризисных явлений, в частности тенизации общественных процессов, которые ставят вопрос о выживании человеческой цивилизации в целом, и её экономической системы в частности. Никогда ранее за свою историю человечество еще не было таким сильным в вопросе овладения тайнами природы и их использования в своей деятельности, и в то же время настолько слабым относительно волны возникающих при этом угроз. И именно в связи с этим огромное значение приобретает проблема изучения и обеспечения достаточного уровня национальной и международной экономической безопасности, и выход её на позиции наиболее актуальных социально-экономических проблем управления [1, с. 13].

Автор одной из книг об экономической безопасности Е. А. Олейников пишет, что «безопасность является результатом определенной осознанной социальной деятельности по обеспечению безопасности лица, семьи, общества, государства» [c. 9]. Деятельность по обеспечению безопасности возникает как социальный феномен относительно преодоления различных противоречий между объективной реальностью – опасностью и потребностями государства, основанный на принципах предупреждения, локализации и ограничения. Тот же автор считает, что «безопасность социально-экономических систем является последствием развития отношений управления, наполнения их функций новым расширенным смыслом и целями и прежде всего функций регулирования и контроля» [c. 11].

«Обеспечение экономической безопасности - это условие эффективности и стабильности жизнедеятельности общества, достижения успеха, гарантия независимости страны. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов» - отмечает В.А. Передборский в одной из своих книг [1, c. 23].

Термин «экономическая безопасность» впервые ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1904 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь. С тех пор вопрос об экономической безопасности не терял своей актуальности, а в период обострения экономической ситуации звучал особенно громко [1, 24].

В настоящее время существует множество определений международной экономической безопасности. По мнению авторов монографического исследования «Экономическая безопасность Украины: сущность и направления обеспечения», экономическую безопасность можно представить как «состояние национальной экономики, которое дает возможность сохранять устойчивость к внутренним и внешним угрозам и обеспечивать национальные интересы» [3, с. 8].

Авторы монографического исследования «Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки» уточняют, что «экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики и поддержания социально-политической стабильности»[4, с. 12].

Т.Р. Тэор в своей книге «Мировая экономика» пишет, что «экономическая безопасность страны связанна с влиянием внешних экономических факторов на динамику национальной экономики, темпы роста валового продукта, состояние отдельных отраслей, уровень занятости населения, состояние национальной валюты, размер валютно-финансовых резервов и т.д.» [5, с. 11].

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с обязательным включением её в процессы глобализации, которые проходят сегодня в мировом сообществе.

К проблемам международной экономической безопасности можно отнести такие, как: существование теневой экономики; экономическая преступность; кризисы различного рода (инвестиционные, инновационные и т.п.); отсутствие самодостаточной, конкурентоспособной, социально направленной экономики некоторых стран; отход от принципов равноправия и взаимовыгоды при построении экономических отношений между некоторыми странами; чрезмерная открытость экономики определенных стран, что препятствует повышению её эффективности, конкурентоспособности, мобильности; отсутствие достаточного количества ограничений на деятельность иностранного финансового капитала на территории той или иной страны; отсутствие концепции национальной безопасности некоторых стран [1, с.40], [5, с. 11].

Проблемы экономической зависимости национальной экономики решаются главным образом с помощью принимаемых государством мер, которые можно подразделить на три группы: меры по устранению внешней причины, которая и привела к зависимости от какого-то негативного для него фактора; меры по ликвидации последствий данного фактора и по предотвращению его повторного появления в дальнейшем; попытка государства переложить понесенные издержки на альтернативных партнеров.

К наиболее эффективным мерам, которые может принять государство, относятся диверсификация торговых связей, расширение географии внешнеэкономических отношений. К достаточно проверенным средствам относятся укрепление и интенсификация разностороннего сотрудничества, не только развитие исключительно торговых связей, а комбинация торговли, инвестиций, научно-технического сотрудничества и т.д. Здесь также существуют определенные препятствия, и многое зависит от уровня развития экономики, позиции отраслей и компаний на мировом рынке. Так же перспективным вариантом может стать ужесточение экономии и создание резервов для предотвращения возможных последствий от возникающей зависимости. Есть меры более радикальные — это меры, носящие так называемый «карательный характер», например военный или экономический нажим, эмбарго (наложение ареста, запрещение).

Таким образом, международная экономическая безопасность означает создание, поддержание и последовательное использование различных внешних условий и факторов, которые необходимы для обеспечения устойчивого последовательного развития хозяйства той или иной страны, а так же для повышения благосостояния населения, решения различных социальных, политических, экологических, культурно-правовых и психологических проблем и вопросов.

Литература

  1. Предборський В. А., Детінізація економіки у контексті трансформаційних процесів. Питання теорії та методології: Монографія. – К.: Кондор, 2005. – 614 с.
  2. Економічна безпека України: сутність і напрямки забезпечення/ В.Т. Шлемко, І.Ф. Бінько. – К.: НІСД, 1997
  3. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки/ Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. - С. 621
  4. Тэор Т. Р., Мировая экономика. – СПб: Питер, 2001. - С. 224.
  5. Основи економічної безпеки (Держава, регіон, підприємство, особа)/ Під редакцією Є. А. Олійникова. – М.: ЗАТ «Бізнес-школа «Інтел-Синтез», 1997. – С. 288.