Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вергун Т.
О.
Цены и ценообразование на предприятиях пищевой промышленностиВступление Украины в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов [1]. Цена — количество денег, в обмен на которое продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория [2]. Очень важным для предприятия является учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования. В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены. Кабинет министров принял постановление "Некоторые вопросы ценообразования на социально значимые продовольственные товары". В котором говорится о возобновлении государственного ценового регулирование на отдельные продукты питания с учетом сезонности в виде декларирования цен. В перечень продуктов, подлежащих ценовому государственному регулированию, вошли мука I и II сорта, хлеб массовых сортов, вареная колбаса, сосиски, молоко с жирностью 2,5-3,2%, сметана с жирностью до 20%, сахар и подсолнечное масло. Из нового перечня товаров Кабинет Министров исключил макаронные изделия и включил в него гречневую и манную крупу. Кроме того, правительство указанным постановлением отменило граничный размер торговой надбавки на указанные продукты питания в размере 15%, устанавливаемой местными государственными администрациями [4]. Министерство аграрной политики Украины опубликовало средневзвешенные розничные цены на пищевые продукты. По состоянию на 2 октября 2009 года, по сравнению с последними данными на 11 сентября текущего года, динамика цен на продукты питания была следующая: больше всего за 3 недели выросли розничные цены на мясо свиней (+48 коп.); яйца (+20 коп.), сливочное масло (+84 коп.), сахар (+21 коп.) и морковь (+33 коп), снизились цены на картофель (-9 коп.) (см. Таблицу 1). Таблица 1. Розничные цены
К составляющим ценообразования относятся: среднеотраслевая себестоимость продукции, прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость, снабженческо-сбытовая наценка, торговая надбавка. Ценовая политика - сложная система, она должна быть достаточно гибкой, стимулирующей как производителя, так и потребителя, ускоряющей кругооборот средств, обеспечивающая эффективное использование производственного потенциала на основе интенсификации. В целом необходимо создание экономической системы, неизбежно влияющей на поведение цен в сторону разумного регулирования, а не стихийных взлетов и падений, что отрицательно влияет на отрасли национальной экономики и общества в целом [3]. Пищевое предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения. При выпуске нового товара пищевое предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий:
Ценообразование на пищевых предприятиях представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений. Особенностью ценообразования на продукцию предприятий питания является то, что данная продукция реализуется населению и на нее формируются розничные (продажные) цены, уровень которых складывается из стоимости сырья по розничным ценам и наценок. Список литературы:
|