Каталог статей |
Алибекова Балшекер Ашикбаевна, к.э.н., доцент
О сопутствующих аудиту услугахПереход на рыночные отношения привел к появлению и развитию в Республике Казахстан новой отрасли научных знаний и практической деятельности – аудита. Международные стандарты, раскрывая понятие аудита, обычно рассматривают его основную цель. Так, в Глоссарии нового издания Международных Стандартов Аудита и Кодекса Этики Профессиональных Бухгалтеров на русском языке, опубликованного в республике с официального разрешения Международной Федерации Бухгалтеров, не приводится определение аудита, но формулируется его цель: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применимой основой представления финансовой отчетности. Аудит финансовой отчетности является соглашением о выражении уверенности» [1, С.164]. Определения аудита, данные в трудах казахстанских ученых, в основном совпадают с определениями, данными в законодательных актах республики [2, С.19; 3, С.29]. Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности является Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» [4]. Согласно данного документа аудит представляет собой проверку в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Как видим, определение аудита в отечественном законе соответствует международным положениям. В целом, весьма широкий спектр трактовок, данных в зарубежной и отечественной научной литературе имеет как общее, так и особенное в их определении. Вместе с тем, несмотря на различную трактовку, все они подчеркивают концептуальное отличие аудита от других видов контроля — оценка и выражение мнения о финансовой отчетности с позиций доверия и возможности использования ее заинтересованными пользователями. Сфера деятельности аудиторских организаций республики не ограничивается собственно аудитом. Помимо аудита, аудиторские фирмы могут оказывать также услуги по профилю своей деятельности. К ним, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности», относятся:
Как видим из вышеизложенного, услуги по профилю деятельности аудиторских фирм включают, новое для казахстанского пользователя услуги - сопутствующие. Существует большое разнообразие мнений, по поводу сопутствующих услуг. Анализ научной и специальной литературы показывает, что неоднозначно толкуется как понятие, так и виды, а следовательно - функции, выполняемые аудиторами при проведении сопутствующих услуг. Российские ученые дают следующее определение сопутствующим аудиту услугам: …это отличные от аудита услуги, связанные с выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций [5,С.9]. Согласно российских стандартов под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторами и аудиторскими организациями помимо проведения обязательного аудита [5,С.71]. Представительную группу составляют ученые, которые в состав сопутствующих услуг включают обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции [6, С. 117; 7, С.161; 8, С.181,183; 9, С.117 и др.]. Кроме того, Исакова С.А. отмечает, что …все большую долю в общем объеме работ, выполняемых аудиторскими фирмами, занимают консультационные услуги, в том числе весомую долю имеют консультации по налоговым вопросам. Расширение сопутствующих услуг имеет важное значение для выравнивания загрузки работников, т.к. проведение аудиторских проверок связано со сроками представления годовой финансовой отчетности [8,С.164]. То есть, данный автор опосредствованно относит к сопутствующим услугам и консультационные услуги. Так какие виды услуг относить к сопутствующим? Как известно, на пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов Республики Казахстан, состоявшейся в марте 2000 года, было принято решение о переходе аудита на международные стандарты и принятии их в качестве национальных [2, С.33]. Это положение затем получило и законодательное подкрепление в Законе Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» [4]. Согласно данного нормативного акта аудит в республике осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, не противоречащими законодательству Республики Казахстан, опубликованными на государственном и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров. Таким правом обладает Палата аудиторов Республики Казахстан, которая в 2007 опубликовала Сборник Международных Стандартов Аудита, Выражения Уверенности и Этики [1]. В связи с этим рассмотрим, как понимаются сопутствующие услуги согласно международных стандартов аудита. В Международные Стандарты Соглашений по сопутствующим услугам (МСССУ) в настоящее время входят: МСССУ 4400 - «Соглашения о Выполнении Согласованных Процедур в Отношении Финансовой Информации» (бывший МСА 920) и МСССУ 4410 – «Соглашения о Компиляции Финансовой Информации» (бывший МСА 930) [1, С.1223-1244]. В этих стандартах раскрыты цели, общие принципы и условия проведения сопутствующих услуг. Международные стандарты аудита четко ограничивают сопутствующие услуги согласованными процедурами и подготовкой информации, то есть компиляцией [1,С.187]. Таким образом, ни обзорные проверки, ни консультационные услуги не должны включатся в состав сопутствующих услуг. И это вполне обоснованно. В ходе обзорной проверки аудитор используя ограниченное количество аудиторских процедур, которые, естественно, не дают все доказательства, требующиеся в ходе аудита, определяет существуют ли какие - нибудь аспекты, которые привлекли его внимание и которые дают ему основание считать, что финансовая отчетность не подготовлена правильно во всех существенных аспектах в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности (Международными стандартами финансовой отчетности, Национальными стандартами финансовой отчетности). Процедуры, рекомендуемые стандартами для достижения цели соглашения по обзору, обычно включают опросы персонала субъекта и аналитические процедуры, применяемые в отношении финансовой информации. Другими словами, обзорная проверка отличается от обычного аудита менее тщательным проведением аудиторских процедур в целях поиска фактов, опровергающих достоверность и справедливое представление, как отдельных утверждений в отношении классов операций, сальдо счетов, так и по представлению и раскрытию финансовой отчетности в целом. Поэтому, обзор финансовой отчетности называют также соглашением о выражении ограниченной уверенности. Не все соглашения, выполняемые аудиторами, являются соглашениями о выражении уверенности. К ним в частности не относятся: консалтинговые соглашения, такие как управленческий или налоговый консалтинг, подготовка налоговых деклараций, без выдачи заключения, выражающего уверенность, а также соглашения, попадающие в сферу действия МСССУ. Раскроем содержание согласованных процедур и подготовки информации. Под согласованными процедурами понимается выполнение аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, субъектом и любым соответствующим третьим лицом. Согласованная процедура может включать выполнение определенных процедур в отношении отдельных статей финансовой отчетности (например, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, прибыли подразделений и т.д.), компонента финансовой отчетности (например, бухгалтерский баланс) или даже полного комплекта финансовой отчетности. При этом аудитор представляет отчет (заключение) по фактическим выводам. Так как аудитор предоставляет отчет (заключение) об отмеченных фактах согласованных процедур, он не выражает уверенность. Вместо этого, пользователи отчета (заключения) сами дают оценку процедурам и фактам, сообщенным аудитором, и делают свои собственные выводы, основываясь на работе аудитора. Отчет представляется только сторонам, участвующим в соглашении о выполнении согласованных процедур, поскольку прочие стороны, не осведомленные о причинах проведения процедур, могут неверно истолковать их результаты. Под подготовкой информации или компиляцией подразумевается сбор, классификация и обобщение финансовой информации, осуществляемое аудитором без подтверждения ее достоверности. Соглашения, связанные с предоставлением ограниченной помощи клиенту при компиляции финансовой отчетности не являются соглашениями о компиляции финансовой информации. Цель соглашения о компиляции информации заключается в том, чтобы бухгалтер использовал знания по бухгалтерскому учету в противоположность знаниям по аудиту для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Обычно это влечет за собой сокращение детализированных данных до управляемой и понятной формы, без требования по тестированию утверждений, лежащих в основе данной информации. Выполняемые процедуры не предназначены и не позволяют бухгалтеру выразить какую-либо уверенность в отношении финансовой информации. Однако пользователи подготовленной финансовой информации получают некоторую выгоду в результате привлечения к данной работе аудитора, так как услуги были выполнены с профессиональной компетентностью и должной тщательностью. Соглашение о компиляции информации обычно включает компиляцию финансовой отчетности (которая может представлять или не представлять собой полный комплект финансовой отчетности), но может также включать сбор, классификацию и обобщение прочей финансовой информации. По подготовленной аудитором финансовой информации на каждой ее странице или на первой странице полного комплекта финансовой отчетности должны быть сделаны такие ссылки, как «Неаудирована», «Подготовлена без проведения аудита или обзора» или «Относится к отчету по компиляции информации» [1, С.1223-1240]. Из вышеизложенного вытекают следующие выводы:
В связи с этим, представляется обоснованным выведение сопутствующих услуг из состава услуг по профилю деятельности аудиторских фирм. Таким образом, аудиторская деятельность в Республике Казахстан будет включать в себя собственно аудит, сопутствующие аудиту услуги и услуги по профилю деятельности. Список использованной литературы:
|