Каталог статей

Преподаватель Трофимова Ю.В.
Восточно-Казахстанский Государственный Технический Университет им. Д. Серикбаева, Казахстан

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России в мировой торговой системе

Пятнадцать лет назад, 20 января 1995 г., президенты Беларуси, Казахстана и России в целях устранения барьеров во взаимной торговле и восстановления кооперационных производственных связей подписали пакет документов о Таможенном союзе, целями которого ставились обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, рабочей силы и согласованная торговая, таможенная, налоговая и валютная политика трех стран.

За период, прошедший с момента его подписания, это региональное объединение обрело обширную правовую базу, оформилось и окрепло организационно. Можно сказать, что в Содружестве Независимых Государств (СНГ) сложилось «интеграционное ядро», о необходимости которого на протяжении многих лет говорил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. По его предложению странами — участниками Таможенного союза был разработан и в 1999 г. принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, который явился первым обобщенным основополагающим международным соглашением пяти государств, где в развернутом виде была представлена стройная концепция построения новой системы отношений в экономической, таможенно-тарифной, социальной и правовой сферах.

С 1999 г., уже в рамках Таможенного союза, осуществлялись практические меры по созданию единой таможенной территории, согласованию и применению единых ставок таможенных пошлин и методов формирования единой тарифной и торговой политики.

В рамках формирующейся единой таможенной территории были приняты соглашения о единых условиях транзита через территории государств — участников Таможенного союза, мерах по регулированию доступа на рынки товаров и услуг из третьих стран, общем таможенном тарифе и др.

Основными задачами Таможенного союза являются упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран. Цель Таможенного союза — облегчение взаимной торговли его участников.

На базе Таможенного союза в настоящее время формируется новая международная экономическая организация с функциями, связанными с формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, едиными тарифами и ценами, единым вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) и другими составляющими функционирования общего рынка.

Официально Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России заработал уже с 1 января 2010 г. К июлю 2011 г. у трех стран появится общая таможенная граница. В 2009 г. главы правительств трех стран уже согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Иными словами, вскоре вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской.

В соответствии с исследованиями экономистов ряда стран и международных организаций в целом формирование многосторонних торговых объединений оказывает позитивное влияние на товарооборот, процессы интеграции и интенсивность экономического развития стран-участников. Наиболее эффективной формой организации региональных торговых соглашений являются таможенные союзы, создание которых ведет к более активному содействию процессам экономического развития. К числу наиболее значимых и распространенных позитивных итогов формирования таможенных союзов относятся следующие:

  1. рост товарооборота темпами, опережающими как среднемировые, так и наблюдавшиеся до введения торговых соглашений. Более быстрыми темпами растет товарооборот внутри таможенных союзов, однако рост наблюдается также и в третьи страны. При этом в большинстве случаев быстрее растут объемы экспорта, а не импорта;
  2. рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства вследствие активизации внешнеторговых операций, упрощения доступа национальных компаний на внешние рынки и сокращения трансакционных издержек;
  3. повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей на рынках стран-партнеров по таможенному союзу за счет применения к произведенным товарам статуса отечественных на всей территории таможенного союза;
  4. проведение единой внешнеэкономической политики во взаимоотношениях с третьими странами и торговыми блоками, что позволяет эффективнее отстаивать национальные экономические интересы в условиях глобализации и доминирования нескольких мировых центров силы;
  5. появление источников доходов (таможенные пошлины и сборы) для функционирования наднациональных органов экономической интеграции стран-участников;
  6. рост уровня конкуренции и качества товаров и услуг на всех национальных рынках стран-участников за счет отмены пошлин и протекционистских мер таможенно-тарифного регулирования.

В целом создание таможенных союзов способствует росту экономической активности, повышению уровня конкуренции и наполнению национальных рынков более качественной продукцией, а также увеличению доходной базы государственных бюджетов стран-участников, что в свою очередь ведет к повышению уровня социального развития на всей территории союза.

Мировой опыт формирования таможенных союзов позволяет вывести определенные количественные закономерности последствий внедрения данных торговых объединений, к числу которых можно отнести следующие:

  • рост экспорта в пределах 10—20 % по сравнению с предшествующими периодами и импорта на 5—20 % внутри стран союза;
  • рост товарооборота с третьими странами на 5—15 %;
  • повышение экспортной ориентации экономик, выражающееся в росте соотношения объемов экспорта и ВВП, темпами, опережающими среднемировые.

Исходя из данных закономерностей, а также показателей внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан, можно попытаться оценить возможные последствия от вступления страны в Таможенный союз с Россией и Беларусью.

В настоящее время основным внешнеторговым партнером Казахстана является Российская Федерация, на долю которой по итогам 2008 г. приходится 8,8 % казахстанского экспорта и 37 % импорта (почти 20 % общего товарооборота страны). Общий объем казахстанского экспорта по итогам 2008 г. составил 72 млрд долл., импорта — 38,5 млрд долл., а весь товарооборот — 110 млрд долл. На протяжении 2000-х гг. общий объем экспорта из Казахстана увеличился в 7,7 раза, в том числе экспорт в Россию возрос почти в 3 раза.

Среднегодовые темпы роста казахстанского экспорта в рассматриваемый период составили 75 %, в том числе темпы роста экспорта в Россию — 20 %.

Исходя из данных показателей и эмпирических закономерностей формирования таможенных союзов, отмеченных выше, можно дать некоторые прогнозные оценки перспектив развития казахстанской экономики после введения Таможенного союза. Прежде всего, можно оценить потенциал роста собственно внешнеторгового оборота. Исходя из опыта действующих таможенных союзов, можно сделать прогноз о вероятном увеличении средних темпов роста казахстанского экспорта на уровне порядка 3—5 процентных пунктов, учитывая, что интенсивность экспортных поставок из Казахстана в последние годы значительно выше, чем в большинстве зарубежных стран.

Рост экспорта в страны-партнеры по Таможенному союзу можно оценить примерно двукратной величиной по сравнению с темпами роста экспорта в третьи страны, т. е. на уровне около 6—10 процентных пунктов. Таким образом, в среднесрочной перспективе можно прогнозировать ежегодное увеличение казахстанского экспорта на дополнительную величину около 4—6 млрд долл. Также можно прогнозировать и увеличение импорта, особенно из стран-партнеров по Таможенному союзу, в первую очередь из России. Дополнительный импорт российской продукции в Казахстан можно оценить величиной порядка 1—1,5 млрд долл., а общее увеличение импорта — уровнем около 2—2,5 млрд долл. Рост объемов импорта может нести определенную угрозу позициям казахстанских товаропроизводителей на внутреннем рынке, но данная ситуация также способствует повышению уровня конкуренции и соответствует интересам казахстанских потребителей импортной продукции.

Помимо внешнеторгового аспекта формирование Таможенного союза и активизация товарооборота в его границах оказывают позитивное влияние и на другие макроэкономические показатели — промышленное и сельскохозяйственное производство, и в конечном счете ведет к росту экономики в целом. Современные исследования показывают, что существует четкая взаимосвязь между активизацией внешней торговли и ростом ВВП. В частности, исследования на примере ЕС показали, что рост внешнеторгового оборота на 1 процентный пункт обусловливает рост ВВП на 0,22 процентных пункта [3]. В Казахстане же данная взаимосвязь выражена еще более четко: если в период, отраженный на рисунке 5 (2000—2008 гг.), экспорт увеличился в 7,7 раза, то ВВП Казахстана в долларовом исчислении за этот же период вырос в 7,3 раза (с 18,3 до 133,4 млрд долл.). То есть для Казахстана рост экспорта на 1 процентный пункт соответствует росту ВВП примерно на 0,9 процентных пункта. Соответственно, прогнозируемое увеличение экспорта при вступлении страны в Таможенный союз на 3—5 процентных пункта может дать дополнительный прирост ВВП на уровне 2—4 %.

Таким образом, макроэкономический эффект от вступления Казахстана в Таможенный союз может быть спрогнозирован как весьма существенный и исчисляться несколькими миллиардами долларов США в год за счет роста ВВП, экспорта, производства в основных отраслях казахстанской экономики. Другими позитивными последствиями данного шага будут либерализация внешнеэкономических связей и снижение величины трансакционных издержек для казахстанских компаний при их выходе на рынки России и Беларуси; снижение цен на импортные товары вследствие отмены таможенных пошлин внутри союза; рост занятости вследствие оживления хозяйственной деятельности предприятий, ориентированных на внешние рынки стран Таможенного союза; повышение уровня социального развития как результат дополнительного импульса к экономическому росту.

Литература:

  1. The Custom Union with EU and Its Impact on Turkey’s Economic Growth. Arzu Akkoyunlu-Wigley, Sevinc Mihci. 7 September 2006. 8th ETSG Annual Conference – Vienna.
  2. Sectoral Growth Drivers and Competitiveness in the European Union. Michael Peneder. European Comission, 2009, p. 63.
  3. Назарбаев Н. Индустриально-технологическое развитие Казахстана ради нашего будущего // [сылка более недоступна}
  4. Иконников А. Нет пути назад? // Центр Азии. — 2009. — № 9 (9). 3—16 ноября.
  5. Нугербеков С. Анализ торгово-экономических отношений и состояния экономик РК, РФ и РБ в условиях предстоящего вхождения в Таможенный союз // Analytic. — 2009. — № 3. С. 48—58.
  6. Сотников А.В. Торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ на этапе строительства Таможенного союза и формирования союза Беларуси и России: Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. — М., 2000. — 43 с.