Каталог статей |
Полякова Ю. В. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган – Барановского Корпоративная культура как инструмент повышения эффективности деятельности организацииРазвитие и эффективность работы любой компании значительно зависят от того, какая внутренняя среда сформировалась на предприятии и насколько она является благоприятной для деятельности и роста компании. В последнее время такую среду принято называть «корпоративная культура». В настоящее время существует немало определений корпоративной культуры, но наиболее полное определение дал Эдгар Шейн: «Корпоративная культура - это совокупность основных побуждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам» [3]. Корпоративная культура включает следующие компоненты:
Согласно Э. Шейну, корпоративную культуру нужно изучать на трех уровнях: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Артефакты — это видимые организационные структуры и процессы, к которым относят форму одежды, речевые обороты, архитектуру и планировку здания, символику, обряды и ритуалы организации. Обычно артефакты вытекают из более глубоких уровней культуры, являются выражением ценностей, которые установились в организации за время ее становления, были привнесены основателем и последующими руководителями и сотрудниками. Под провозглашаемыми ценностями понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Провозглашаемые ценности задаются руководством компании как часть стратегии; сотрудникам известно об этих ценностях, и они сами делают выбор, принимать эти ценности или отвергнуть. Базовые представления — это основа культуры организации, которая определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений. Эти представления находятся на подсознательном уровне сотрудников, кажутся настолько очевидными и само собой разумеющимися, что варьирование поведения в рамках данной культурной единицы сводится к минимуму [3]. К сожалению, в современном украинском обществе смысл понятия «корпоративная культура» несколько искажается. Довольно часто ее понимают исключительно как совместные увеселительные вечеринки и поздравления, тогда как осознание единого корпоративного духа, стиля, имиджа зачастую отсутствует. Нужно понимать, что корпоративную культуру формирует поведение сотрудников, то есть культуру определяют те факторы, которые способны повлиять на поведение: прежде всего персональная и групповая мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения. Очень сильными факторами, которые влияют на корпоративную культуру, являются поведение лидеров, внешние и внутренние информационные потоки, выдающиеся и торжественные события, которые происходят в компании. В украинских научных и деловых кругах единого мнения о корпоративной культуре и ее значении пока еще нет. Работы социологов свидетельствуют о том, что:
В заключении можно сделать вывод, что в современных экономических условиях формирование корпоративной культуры организации способствует её успеху и стабильности, напрямую влияя на уровень конкурентоспособности предприятия на рынке. Корпоративная культура - это такой инструмент в руках менеджера-руководителя, с помощью которого можно привести организацию к успеху, процветанию и стабильности. Грамотное управление корпоративной культурой позволяет добиться дополнительной экономии средств, повысить продуктивность труда и сократить текучесть кадров. Кроме того, создание в компании определенного идеологического простора благоприятствует сокращению затрат на подбор персонала, сокращает издержки, возникающие в результате взаимодействия на разных уровнях и даже сокращает затраты на маркетинг, так как рабочий коллектив сам транслирует позитивный имидж компании во внешнюю среду. Список использованных источников:
|