Каталог статей

Студент Бойченко Михаил Александрович
Национальный Технический Университет Украины «Киевский политехнический институт»
Кафедра промышленного маркетинга

Бенчмаркинг как инструмент развития конкурентных преимуществ

Бенчмаркинг — это новое модное слово в управленческих кругах. В Украине к этому понятию относятся пока еще настороженно, опасаясь, что понятием бенчмаркинга прикрывается промышленная разведка. Однако, бенчмаркинг не был изобретен вчера или сегодня.

Бенчмаркинг в том виде, каким он известен нам сегодня, был разработан в США в семидесятых годах, но его основные концепции были известны значительно раньше. Исследования научных методов организации труда проводил еще Фредерик Тейлор (Frederick Taylor) в конце девятнадцатого века. Они также могут считаться основами концепции бенчмаркинга.

Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В наиболее общем смысле benchmark — это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса.

Самые последние изменения в философии менеджмента указывают на повышенное внимание к конкуренции. Происходящие со временем изменения в философии менеджмента отражают изменяющуюся конкурентную среду. В 50х годах, когда спрос был больше предложения, в задачи менеджмента входило лишь установление конечных критериев и отслеживание процесса их достижения. Однако уже в девяностых годах предложение значительно превышало спрос и менеджмент начал задумываться о том, как опередить показатели конкурента в производственных и маркетинговых «процессах».

Бенчмаркинг может показаться похожим на конкурентный анализ, хотя в действительности он является более детализированным, формализованным и упорядоченным, нежели подход конкурентного анализа (табл. 1). Суть сегодняшней трактовки бенчмаркинга - непрерывный систематический поиск и внедрение лучших практик, которые приведут организацию к более совершенной формы.

Таблица 1. Сравнение подходов бенчмаркинга и конкурентного анализа

Характеристики процесса

Анализ конкурентов

Бенчмаркинг

Общая цель

Анализ стратегии конкурентов

Анализ того, почемуи как делают конкуренты или компании-лидеры

Предмет изучения

Стратегии конкурентов

Методы ведения бизнеса, которые удовлетворяют потребности покупателей

Объект изучения

Товары и рынки

Методика, процессы ведения бизнеса

Главные ограничения

Деятельность на ринке

Неограниченный

Важность принятия решения

Определенная

Очень большая

Основные источники информации

Отраслевые експерты и аналитики

Предприятия — лидеры в отрасли, вне отрасли, конкуренты, внутренние подразделения

Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел, вы по-прежнему должны будете самостоятельно найти ответ на вопрос «как сделать это лучше?».

Впервые этот метод был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркинг начала компания Rank Xerox в момент тяжелейшего кризиса в 1979 году для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга.

Применение бенчмаркинга заключается в четырех последовательных действиях:

  1. Понимание деталей собственных бизнес-процессов.
  2. Анализ бизнес-процессов других компаний.
  3. Сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний.
  4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва.

Отсюда и выделяют несколько видов бенчмаркингового деятельности:

  • внутренний – сравнение работы подразделений компании;
  • конкурентный – сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам;
  • общий – сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам;
  • функциональный – сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).
  • совместный – выполняется при сотрудничестве между группами компаний

Они отличаются по сложности задач, которые ставятся (простые и сложные), по направленности (внутренняя и внешняя), по уровню, на котором предполагается проводить бенчмаркинг (стратегический и операционный). Каким образом компания использует бенчмаркинг, зависит от поставленных перед ней целей, стадии ее развития и состояния отрасли, то есть ее основных конкурентов.

Бенчмаркинг не может быть одноразовым анализом. Для получения должной эффективности от применения этого процесса необходимо сделать его интегральной частью процесса инноваций и усовершенствований в вашем бизнесе.

В последние годы такие организации как правительственные агентства, университеты также начали открывать для себя преимущества бенчмаркинга и применяют его основные постулаты для улучшения своих процессов и систем.

В Европе применение и популярность бенчмаркинга по прежнему весьма умеренна. Значительные различия в понимании бизнес-процессов в разных странах значительно замедляют его внедрение в бизнес-процессы различных секторов экономики.

Фактически бенчмаркинг — это альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. Технология бенчмаркинга стягивает в единую систему разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов. Для понимания методов бенчмаркинга необходимо определить его связь со стратегическим планированием.

Чтобы отбирать направления деятельности, размещать ресурсы и искать связи между направлениями своей деятельности, компания должна понимать стратегические особенности своей отрасли. Поэтому отраслевой анализ — первая ступень в разработке стратегии. Он включает в себя изучение степени и характера конкуренции, моделей поведения клиентов и их покупательной способности, моделей поведения поставщиков, барьеры входа в отрасль, угрозы замены продуктов и услуг, а также другие особенности. Отраслевой анализ дает материал для расчета потенциала прибыли в среднем по отрасли и помогает выявить причины превосходства некоторых компаний по сравнению с другими.

Начиная отраслевой анализ, необходимо ответить на вопросы о том, насколько прибыльной является отрасль сейчас и каковы ее перспективы в ближайшем будущем, каковы ключевые факторы успеха. Рынок сегментируется по наиболее прибыльным секторам, потом выделяются факторы успеха (это может быть система продаж, низкая цена и др.). Затем определяется, каким образом ключевые из них отличаются друг от друга по влиянию на прибыльность.

Следующий этап — это анализ конкуренции. В первую очередь должно быть проанализировано, какое внимание конкурент уделяет вашим направлениям бизнеса, то есть какой объем ресурсов он затратит на развитие данных направлений. Здесь необходимо понять общую финансовую силу конкурента и соотношения его приоритетов в области вашей с ним конкуренции.

После того как вы разобрались с наиболее прибыльными сегментами рынка и оценили свои конкурентные преимущества, необходимо выбрать объект для «подражания». Для достижения наиболее эффективного результата в бенчмаркинге специалисты рекомендуют не только найти такие предприятия и накапливать информацию об их деятельности, прогрессивных управленческих решениях, но и установить контакты с ними. После того как информация собрана и классифицирована, оценивается степень достижения цели и факторы, определяющие результат. Ну а потом разрабатывается план. Цель его очевидна: добиться, чтобы изменяемые процессы достигли наивысшей эффективности.

Определившись с отраслевым анализом и анализом конкурентов, можно приступить к разработке стратегии. Фактически надо ответить на вопрос, как компания может обойти конкурентов, используя ключевые факторы успеха в разрезе различных функциональных направлений: расширения производства, внедрения новых продуктов и услуг, изменения ценообразования, продаж и доставки, маркетинга, персонала, технологий и т. д.

Таким образом, большинство предприятий использует «бенчмаркинг» как одно из средств, с помощью которого они остаются конкурентоспособными. Но есть большое количество «ловушек», в которые попадают организации, впервые используют концепцию бенчмаркинга для повышения своей конкурентоспособности.

Основными ошибками, которые часто встречаются в практике организаций при использовании бенчмаркингового подхода являются:

  1. Восприятие бенчмаркинга как «инспекционной проверки» функционирования предприятия.
  2. Предположение, что существующие и одобренные «базовые параметры» могут быть использованы без изменений.
  3. Снижение внимания к обслуживанию и удовлетворение клиента.
  4. Ставить перед собой задачи, имеющие слишком размыты границы и формулировки.
  5. Несогласованность.
  6. Процесс слишком большой и комплексный, чтобы быть управляемым.
  7. Недостаточно полное исследование партнера по бенчмаркингу.
  8. Отсутствие оснований для проведения бенчмаркинга.

Основные преимущества бенчмаркинга:

  • Повышение эффективности работы.
  • Сокращение затрат на собственные разработки (стратегий и процессов) за счет копирования и доработки чужих.
  • В партнерском бенчмаркинге – установление доверительных отношения между компаниями партнерами.
  • Непрерывное совершенствование деятельности компании путем систематического сравнения элементов деятельности с аналогичными элементами более успешной деятельности на макро- и микроуровнях.

Таким образом, бенчмаркинг можно рассматривать как одно из важнейших направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. Польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и вщедряються на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей.

Литература:

  1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. Прогнозирование. Реинжиниринг. Бенчмаркинг. Издательство: Питер, 2001 г.
  2. Воеводина Н. А.Р. Рейдер. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли. Издательство: РИА "Стандарты и качество", 2006 г.
  3. Роберт Кэмп. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес - процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов. Издательство: Баланс-Клуб, 2004 г.
  4. [сылка более недоступна}
  5. [сылка более недоступна}