Каталог статей

Чередниченко Н.В.
Кафедра «Учет и аудит», ДГМА, г. Краматорск

Внутренний контроль и его необходимость на предприятии

В современных условиях хозяйствования предприятиям приходится функционировать в условиях риска и неопределенности, что существенно повышает значение контроля как функции управления.

Большинство предприятий Украины страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов – финансовых, материальных, человеческих, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и т.п. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самого предприятия эффективной системы внутреннего контроля.

Проблема внутреннего контроля исследована в трудах многих ученых, в частности Н. Белуха, Л. Сухарева, Б. Усач, Ф. Бутынець, В. Завгородний, В. Бурцев и др. Однако в научных исследованиях слабо затронута проблема определения эффективности внутреннего контроля. Поэтому целью является обоснование значимости внутреннего контроля для субъектов хозяйствования.

Внутренний контроль – это процесс, направленный на достижение целей предприятия и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности предприятия в целом и ее отдельных подразделений. Эффективность функционирования внутреннего контроля зависит от учтенных особенностей организационно- правовых форм хозяйствования. Следовательно, объекты внутреннего контроля на каждом конкретном предприятии условно постоянны и могут изменяться в процессе деятельности предприятия.

Сегодня проблемы внутреннего контроля широко обсуждаются на научных конференциях различных уровней, появляются публикации по становлению и развитию внутреннего контроля, однако как было отмечено учеными, в последние двадцать лет исследования проблем внутреннего контроля в Украине не ведется. Немаловажным моментом является и то, что мнения различных ученых относительно сущности понятия «внутренний контроль» и его необходимости, противоречивы и противоположны.

Если оценивать состояния внутреннего контроля на предприятиях Украины, то он неудовлетворительный. Наиболее часто встречаемые нарушения на предприятиях типичны для всех организационно-правовых форм:

  • злоупотребления служебными обязанностями (неоприходование и присвоение денег, продукции, основных средств, которые принадлежат предприятию и т.п.);
  • невыполнение или не качественное исполнение служебных обязанностей (формально подписываются документы, не вникая в их содержание, инвентаризация проводится формально, лишь на бумаге и т.п.);
  • неправильная оценка операций по закупке, производству и сбыту с точки зрения целесообразности и экономичности.

Основной причиной возникновения всех проблем является то, что собственники предприятия, не понимают сущности, цели и заданий внутреннего контроля, не уделяется должного внимания в построение эффективной системы его осуществления

Н. Дорош указывает, что «отсутствие эффективного контрольного механизма – одна из причин обвального падения экономики, интенсивного увеличения неплатежей, теневой экономики. Одновременно внутрихозяйственный контроль как средства обратной связи может составлять ценность и быть полезным только в случае получения и эффективного использования достоверной и актуальной информации о состоянии руководимого объекта, определение того, все ли осуществляется в соответствии с поставленными заданиями, полученных наставлений, существующих законов и решений. При этом внутрихозяйственный контроль призван выявлять не только отклонения от целей, но и давать оценку причинам этих отклонений, конкретизировать их по уровню участия в них лиц, деятельность которых поддавалась контролю» .

В осуществлении внутреннего контроля на предприятии значимый вклад вносят работники бухгалтерии, особенно главный бухгалтер. В соответствии с нормативными документами главный бухгалтер вместе с руководителем соответствующих подразделений, отделов должен контролировать оформление, прием и отпуск товарных ценностей, расходов на оплату труда, соблюдение финансовой, кассовой и платежной дисциплины, законность проведенных хозяйственных операций, проведение инвентаризации ценностей.

Поэтому, говоря о внутреннем контроле, важно обратить внимание и на то, что он будет полезен только в том случае, если будет направлен на достижение конкретных целей. Можно выделить такие цели внутреннего контроля как: надежность и полнота информации; соответствие политике, планам, процедурам и законодательству; обеспечение сохранности активов; экономическое и эффективное использование ресурсов; достижение подразделениями предприятия поставленных целей и задач.

Следовательно, внутренний контроль проявляется одновременно в четырех аспектах:

  • как самостоятельная функция управления;
  • как информационная система;
  • как средства внутренней связи между подразделениями, структурными подразделениями, отделами, участие в принятие решений;
  • как информационная база для выбора стратегии по развитию предприятия.

Значит, контроль текущей хозяйственной деятельности осуществляется комплексно, а, следовательно, внутренний контроль направлен на постоянное совершенствование хозяйственных процессов, что является жизненной необходимостью в деятельности предприятия. Для повышения эффективности контроля необходимо не только обеспечивать его своевременность, но и полноту всех процессов, а также разработать внутренние стандарты контроля.