Каталог статей

Мазуренко Анастасия Андреевна, Закалинская Екатерина Александровна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Особенности внутреннего аудита предприятий

В условиях конкуренции и жёсткого нормативного регулирования, в которых вынуждены работать украинские предприятия, организация эффективной системы внутреннего аудита становится первостепенной задачей управления.

Однако, вопросы развития внутреннего аудита в Украине в полной мере не освещены законодательно. Так, в Законе Украины «Об аудиторской деятельности в Украине» [1] не нашло отражения даже понятие внутреннего аудита.

В литературе, посвященной аудиту, чаще всего рассматривают особенности и методику проведения внешнего аудита предприятий, а проблемы внедрения внутреннего аудита остаются нераскрытыми полностью. Данная тема рассматривается в научных трудах Г.М. Давыдова [2], Л.П. Кулаковской, А.С. Корниенко, П.В. Стрельникова, И.А. Красновой, Е.В. Гринавцевой и др.

В сложившейся экономической ситуации в Украине следует большее внимание уделить внутреннему аудиту на предприятиях.

Целью статьи является приведение основных характеристик внутреннего аудита, раскрытие его преимуществ и недостатков, которые возможно нивелировать, выполняя рекомендаций, предложенные в результате проведенного исследования.

Институт внутренних аудиторов определил внутренний аудит как деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленная на усовершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке повышения эффективности процессов управления рисками, контроля и руководства организацией.

Принимает решение о создании службы внутреннего аудита на предприятии высшее руководство, учитывая такие факторы, как: разделение функций владения и управления предприятием; размеры и структурные подразделения предприятия; уровень рисков, присущих деятельности предприятия и т.д.

С увеличением размеров предприятия у руководства уменьшается возможность самостоятельно контролировать его деятельность во всей полноте. В таких случаях внутренний аудит является одним из действенных инструментов контроля.

Решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием внешнего аудитора, т.к. они выполняют разные функции (см. табл.1).

Таблица 1. Сравнение основных функций внешнего и внутреннего аудита

Внутренний аудит

Внешний аудит

Основная функция

Оценка существующих систем контроля и управления рисками предприятия, уделяя особое внимание операциям и событиям, препятствующим эффективному достижению предприятием поставленных целей

Подтверждение достоверности финансовой отчетности предприятия, фокусируясь на операциях и событиях, способных оказать материальное воздействие на финансовую отчетность предприятия

Внутренний аудит, в отличие от внешнего, оценивает экономическую обоснованность управленческих решений и эффективность деятельности подразделений. Внутренний аудит служит интересам внутренних пользователей.

Эффективный внутренний аудит может снизить затраты на внешний аудит, но не может отменить необходимость внешнего аудита для предприятия. Во избежание конфликта интересов внешнего аудитора, его не нужно привлекать к проведению внутреннего аудита.

В целом для внутреннего аудита характерны:

  • организационная независимость, т.е. подчиненность непосредственно главному руководителю предприятия;
  • объективность, т.е. беспристрастность оценок и выводов;
  • совершенствование деятельности предприятия;
  • предоставление гарантий в области управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления и т.д.;
  • консультирование.

Основными задачами, стоящими перед службой внутреннего аудита, являются:

  • оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности отдельных подразделений предприятия;
  • анализ и оценка эффективности системы управления рисками и предоставление рекомендаций по снижению рисков.

Наступлению финансового кризиса отчасти способствовало отсутствие культуры правильного управления рисками во многих учреждениях, предоставляющих финансовые услуги. Для того чтобы служить действительным механизмом защиты от принятия чрезмерных рисков, внутренний аудит должен более активно использоваться в системе управления рисками предприятия. Выбор проверяемых областей может быть оптимизирован службой внутреннего аудита на основе предварительного риск-анализа.

В общем, наличие эффективного управления, одним из основных звеньев которого является внутренний аудит, дает предприятию ряд преимуществ:

  • обеспечивает существование более эффективной системы внутреннего контроля, корпоративного управления и управления рисками;
  • повышает прозрачность и эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
  • увеличивает надежность финансовой и операционной информации;
  • укрепляет деловую этику и моральный климат на предприятии;
  • способствует повышению престижа предприятия в глазах общественности, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов, т.к. повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

В случае если украинское предприятие планирует выход на международный рынок капитала, необходимо учесть, что правила многих крупных фондовых бирж предусматривают наличие внутреннего аудита как обязательное условие внесения ценных бумаг предприятия в котировальные списки.

Важно участие внутреннего аудита в антикоррупционных программах, т.к. оно значительно упрощается процесс фиксации и предотвращения случаев коррупции.

Невзирая на перечисленные преимущества, можно выделить типичные недостатки в сфере внутреннего аудита такие как:

  • отсутствие процесса, обеспечивающего соответствие целей и плана работы службы внутреннего аудита задачам предприятия
  • неправильное понимание целей службы внутреннего аудита;
  • отсутствие квалифицированного персонала;
  • применение неэффективных методов сбора доказательств;
  • неэффективная подготовка документации и отчетности о проведенной работе и выявленных проблемах;
  • неправильный порядок предоставления отчетности аудитором, снижающий уровень независимости.

С целью устранения их негативного влияния необходимо принять во внимание определенные рекомендации.

В штат службы внутреннего аудита необходимо нанимать технически компетентный персонал, обладающий знаниями в коммерции, имеющий подтвержденный опыт практики и работы в реальных условиях.

Мотивировать добросовестный труд аудиторов нужно возможностью перехода на более высокие должности.

Для эффективного проведения предстоящей аудиторской проверки следует должное внимание уделить процессу её планирования. Точное определение границ аудита снижает риск непреднамеренного смещения внимания аудитора в ходе проведения проверки на смежные и менее проблемные области.

Аудитор должен отчетливо понимать и стремиться достичь цели предстоящей проверки.

Целесообразно методы сбора доказательств определить стандартами внутреннего аудита, которые должны быть составлены на основе МСА.

Аудиторский отчет формируется аудитором по форме, разработанной на предприятии, т.к. стандартная форма этого документа законодательно не определена. Но отчет должен отвечать требованиям объективности, ясности, лаконичности, конструктивности и своевременности.

Наиболее важные аспекты, выявленные при аудите, рекомендуется обособить. Порядок подписания аудиторского Отчета и доведения данного документа до заинтересованных пользователей должен быть регламентирован документами, регулирующими организацию функции внутреннего аудита на предприятии.

Эффективность функционирования системы внутреннего аудита на предприятии может быть обеспечена соблюдением следующих требований:

  • каждый внутренний аудитор за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность;
  • аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения;
  • информация об отклонениях должна быть своевременно представлена лицам, уполномоченным принимать решения;
  • степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы;
  • нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов;
  • во избежание злоупотреблений функции внутреннего аудита должны быть распределены между несколькими лицами.

На основе вышеизложенного можно прийти к выводу, что эффективно работающая служба внутреннего аудита дает предприятию целый ряд преимуществ. Поэтому руководству предприятия следует стремиться к повышению эффективности деятельности этой службы и всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Возникающие в процессе внутреннего аудита определенные вопросы можно решить в условиях взаимодействия службы внутреннего аудита с руководством предприятия.

В целом внутренний аудит имеет широкие возможности и является потенциально полезным для повышения эффективности деятельности предприятия. Однако, не стоит рассматривать внутренний аудит как универсальное решение всех проблем предприятия.

Необходимо учитывать, что внутренний аудит не может ликвидировать все случаи ошибок и злоупотреблений на предприятии, однако, стремится минимизировать возможность их возникновения.

Литература:

  1. Закон України «Про аудиторську діяльність», затверджений ВРУ від 22.04.93 р. №3125-ХІІ. [Электронный ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна}
  2. Давидов Г.М. Аудит [Текст]: Навчальний посібник / Г.М. Давидов. – К.: Знання, КОО, 2002. – 363 с.
  3. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита // Институт внутренних аудиторов. 2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}