Каталог статей

Медведева Екатерина Викторовна
Поволжский государственный университет сервиса, г .Тольятти

Совершенствование институциональных основ как необходимое условие повышения эффективности принятия управленческих решений

Одной из особенностей современной российской экономики, соответствующей общемировым тенденциям, является интенсивное развитие сферы услуг. Развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма являются одним из перспективных направлений совершенствования экономики России. По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в частности туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления.

Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей туристской отрасли - это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности.

Традиционно в нашей стране обеспечение различных видов туристской деятельности сводилось к организации туристских маршрутов и нормальному функционированию инфраструктуры обслуживания путешествующих.

И.В. Зорина, считает сферу туризма только одной из областей экономической деятельности [1]. Подобное заблуждение привело к тому, что социальный эффект туризма как фактора благополучия населения до сих пор не учитывался и какая-либо статистика здесь, к сожалению, не ведется.

По сути своей туризм отделен от государства. В нашей стране государство лишь определяет политику в туристской сфере. Государство, согласно действующего законодательства [2], признает туристскую деятельность как одну из приоритетных отраслей экономики России; содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государство подчеркивает роль внутреннего, социального и самодеятельного туризмов как приоритетных, тем самым признает туризм в целом как социально значимым явлением в современный период, доступным для широких слоев населения к национальным и культурным достояниям страны.

Принятый 24 ноября 1996 года Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2] в статье 2 предписал, что законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такое решение законодателя вызвало ряд противоречивых суждений среди юристов и практических работников сферы туризма, которые не согласны с этим предписанием.

Субъекты Российской Федерации, по мысли Е.Л. Писаревского, «не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым вторгаясь в сферу гражданско-правового регулирования» [3].

По нашему мнению, такое суждение не имеет под собой никакой почвы, так как субъекты Российской Федерации, являясь государственными образованиями в составе федерации, имеют полное право регулировать туризмом и туристской индустрией на своих территориях.

В Самарской области в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений. Налицо существенное отставание туристской отрасли области от других регионов России, от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, нормативно-правового обеспечения туристской деятельности. А ведь целью государственного регулирования туристской деятельности на территории области определяет создание нормативно-правовой базы для регулирования отношений в сфере туризма.

Самарская область попадает в список субъектов, где нормативно-правовая база, устанавливающая направления государственной политики в сфере туризма, регулирующая отношения, возникающие при реализации права человека на отдых, и способствующая увеличению потока туристов в область безнадежно устарела.

Самарская область – регион с выгодным географическим положением, высокой транспортной доступностью, хорошими природно-климатическими условиями, богатым историческим и культурным наследием. Однако как туристический маршрут Самарская губерния не пользуется широкой популярностью.

Единственным заметным направлением турбизнеса в области в настоящее время являются волжские круизы. Однако в отрасли круизного туризма существуют серьезные проблемы. Свидетельство тому – сокращение числа судов, обслуживающих туристов в навигационный период: летом 2009 года их работало 20, а в прошлом году только 14. Это связано с отсутствием у региональных туроператоров собственных судов и, как следствие, полной зависимостью от Волжского речного пароходства.

В настоящее время правительство области делает ставку на увеличение въездного туристского потока. Оно приняло целевую программу «Развитие туризма в Самарской области». Очевидно, у нас существуют как возможности для развития туристской индустрии, так и определенные проблемы в этой сфере.

Важнейшей составляющей туриндустрии является транспорт. Самарская область – один из крупнейших в России транспортных узлов. Перевозки из международного аэропорта «Курумоч» осуществляют около 20 авиакомпаний более чем по 80 направлениям России и зарубежья.

Самым серьезным ограничительным фактором в туристском бизнесе является неразвитость материальной базы. В настоящее время в губернии насчитывается примерно 79 гостиницы, 118 турбаз, 84 детских лагеря, 51 санаторий. В целом, по мнению специалистов, гостиничная база изношена на 80 процентов. В последние годы стали появляться гостиницы, соответствующие международным требованиям, но 14 отелей высокого класса серьезного влияния на рынок оказать не могут.

Нуждается в доработке и существующая информационная база. Ведется работа по созданию информационного портала в сети Интернет, представляющего информацию о туристских ресурсах области. В течение года появилось большое количество печатных изданий: путеводителей по Самарской области, специализированных буклетов и проспектов. Управлением по делам туризма подготовлен информационный презентационный диск «Самарская губерния – очарование открытия». Кроме того, управление регулярно принимает участие в качестве экспонента в международных туристских выставках в Германии, Москве, Казани, Самаре.

Для развития туризма в губернии, по словам специалистов, необходимо создание локальной информационной системы – туристского информационного центра, который осуществлял бы информационное обслуживание отдыхающих.

Мировой туризм нельзя представить без определенных брендов, которые являются основным магнитом в той или иной стране или городе, как, например, белые ночи Санкт-Петербурга и пирамиды Египта. Отсутствие бренда затрудняет продвижение области, а доходы от туристской отрасли нельзя значительно повысить из-за отсутствия сувенирной продукции, связанной с брендом.

Самым мощным туристским ресурсом нашего региона является природно-ландшафтный. Территория национального парка «Самарская Лука» – наиболее интересный объект для туристов, но он пока не может использоваться в полной мере и стать источником доходов региона из-за отсутствия развитой туристской инфраструктуры.

В настоящее время областными властями рассматривается вопрос о необходимости принятия и реализации программ развития сувенирно-ремесленных промыслов, программ развития туристских территорий в Самарской Луке.

Причинами, сдерживающими это развитие, являются: низкая платежеспособность массового отдыхающего и соответственно доступность отдыха, и лечение на курортах; сезонность загрузки; несоответствие цены и качества предоставляемых услуг; высокая стоимость проезда на курорты как авиа, так и железнодорожным транспортом.

В настоящее время отсутствует системный подход к нормативно-правовому регулированию туристской деятельности в регионе; отсутствует баланс между требованиями норм и необходимыми ресурсами для их соблюдения; не в полной мере учитывается специфика и мощности потенциалов местных природных, антропогенных человеческих и иных ресурсов для развития туризма в регионе; нормативно-правовое регулирование не представляет собой единой правовой системы, охватывающей основные стороны процесса и отношений, возникающих в сфере туризма (как внутри системы, то есть между участниками туристкой деятельности, так и с внешней средой); содержательная часть региональных законов нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как не отвечает перспективным задачам устойчивого развития туризма как важного фактора успешного решения социально-экономических проблем и т.д. [3]

Выявленные проблемы фактически определяют направления совершенствования регионального законодательства в сфере туризма. К основным направлениям и положениям совершенствования регионального законотворчества в сфере туризма как основы эффективного развития туризма можно отнести следующее:

по нашему мнению законодателям Самарской области необходимо разработать новый Закон, регулирующий туристскую отрасль в Самарской области и в нем целесообразно отразить следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:

  • определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности в Самарской области;
  • при разработке и принятии нормативно-правовых актов необходимо учесть актуальные проблемы развития регионального туризма. Ведь федеральный закон призван заложить единые (общие) подходы к государственному на федеральном уровне регулированию в сфере туризма, а закон субъекта призван обеспечить туристскую индустрию с учетом особенностей применительно к конкретным территориям региона;
  • защита прав и законных интересов туристов в Самарской области, реализации, на территории которой, мер обеспечения безопасности туризма;
  • меры по содействию информационного обеспечения регионального туризма, в том числе путем продвижения туристского продукта Самарской области на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • содействие проведению стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории области;
  • меры по проведению классификации и оценки туристских ресурсов Самарской области, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
  • меры по содействию кадрового обеспечения и развития научных исследований в сфере туризма;
  • меры по оказанию помощи и содействию предпринимателей работающих в сфере туризма;
  • усовершенствовать на федеральном и региональном уровнях форм, методов, показателей статистического учета и отчетности деятельности предприятий в сфере туризма, которые способны объективно и наиболее полно отражать вклад туризма в развитие региона;
  • унификация региональных правовых норм на основе общего понятийного аппарата и в соответствии с государственными (федеральными) нормативно-правовыми актами с обязательным указанием основных элементов механизма реализации законов и определением необходимых для этих целей ресурсов и источников;
  • расширение правового представления о сфере управления туризмом в регионе, об объекте и субъекте.

Литература

  1. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2005. - 528 с.
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 28.06.2009 № 123-ФЗ).
  3. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма : учеб. пособие / В.С.Боголюбов, С.А.Быстров, С.А.Боголюбова. - : Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.