Каталог статей |
Мухтарова З.Н. Система мотивации труда работников туристского бизнесаОдной из главных задач предприятий различных форм собственности и сфер деятельности является поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора и достижение наилучших производственных результатов. Важной особенностью туристской деятельности, отличающей ее прежде всего от производственных сфер труда, является широкое участие людей в производственном процессе, поэтому человеческий фактор оказывает сильное влияние как на качество продукта, так и на результат труда. В целях повышения эффективности деятельности туристского предприятия возникает необходимость изыскания путей повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия. Решающим причинным фактором повышения результативности деятельности людей является их мотивация. Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. Можно выделить следующие основные мотивы, которые побуждают работников к эффективной деятельности:
Стимулирование персонала туристских организаций с учетом их мотивации направлено прежде всего на повышение качества обслуживания туристов, рост профессионального мастерства, а также на поощрение к внесению предложений по совершенствованию деятельности организации. С этой целью организации используют стимулы в форме денежных премий, подарков, бесплатных поездок, конкурсов профессионального мастерства, обучения, возможность продвижения по службе. Для формирования мотивации персонала большое внимание организации индустрии туризма должны уделять вопросам информирования работников о целях организации, ее истории, принятых методах и стиле управления, структуре, функциях, задачах и ответственности, возлагаемых на лиц, занимающих те или иные должности. Системы морального и материального стимулирования Человечество накопило немало форм, систем, методов стимулирования работников. Все стимулы условно подразделяются на материальные и нематериальные. Соотношение их на различных фирмах значительно отличается. Материальные стимулы в свою очередь делятся на:
Нематериальные стимулы:
Считается, что заработная плата является ключевым элементом стимулирования труда, одним из главенствующих инструментов воздействия на эффективность труда работника. Однако в последнее время замечается тенденция постепенного сокращения доли материального вознаграждения и увеличение доли нематериальных стимулов. Всевозрастающее значение нематериальных стимулов можно объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей на поиски возможностей их неуплаты. При разработке системы мотивации персонала необходимо учитывать фазу экономического цикла, в котором находится организация. В фазе экономического роста лучше всего подходят стимулы, связанные с денежным премированием, должностным продвижением, усилением самостоятельности и усилением ответственности и т.п. В период экономической стабильности следует сосредоточится на совершенствовании управления, увеличении объема продаж, распознавании творческих находок, повышающих конкурентоспособность продукции и услуг. Фаза экономического спада требует стимулирования повышения качества продукции и услуг, эффективности рекламы, снижения себестоимости. Многие мотивационные программы, используемые в организациях гостинично-туристского бизнеса, компенсационные и построенные на стимулирующих интерес факторах, таких, как поощрение за соответствующее позитивное поведение и отсутствие наказания за просчеты и неудачи. Существуют такие формы поощрения, как присуждение звания лучшего работника месяца, премирование за продажу определенного количества путевок, поощрение за качественное обслуживание, поддержание высокого уровня безопасности и т.д. Результаты исследования ряда организаций индустрии туризма, в ходе которого опрошенных попросили указать факторы, важные для них при выборе работы, показали, что одним из важных является интерес к работе (52%). Этот фактор определил по значимости такие факторы, как организация труда (51%), заработная плата (48%), признание профессионального и личного достоинства (46%), справедливая оценка труда (38%), морально-психологический климат в коллективе (33%), возможность профессионального роста (29%), самореализация (25%), безопасность (7%). Перечень побудительных факторов трудовой деятельности по уменьшению значимости для работников выглядит следующим образом:
В целях эффективной работы персонала туристской организации необходимо использовать либо различные обучающие программы для повышения его квалификационного уровня, либо финансовое вознаграждение, либо признание значения для организации, продвижение по службе, получение больших полномочий, более высокого статуса. |