| Инновационный менеджмент: понятие, цели и задачиИнновационный менеджмент – наука,
 направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными 
процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного 
менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и
 внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и 
рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы
 принятия управленческих решений.
 Целью инновационного менеджмента 
является изучение методов и технологий управления организацией для 
обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем 
создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях 
экономики.
 Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие: определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;организация управления развитием организаций;определение перспективных направлений инновационной деятельности;оценка эффективности инновационных процессов;выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;разработка проектов внедрения нововведений;создание системы управления инновациями;формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
 В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре этапа. 1. Факторный подход. Характерные особенности этапа: наука и техника являются основными факторами экономического развития страны;научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия;управление
 инновационными процессами базируется на использовании статистических 
факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости 
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
 2. Функциональный подход. Характерные особенности этапа: рациональное разделение труда;специализация управленческих функций;экономико-математическое моделирование инновационных процессов;использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей.
 3. Системный подход. Характерные особенности этапа: рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс.
 4. Ситуационный подход. Характерные особенности этапа: систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.
 
 Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент
 |