Инновационный менеджмент: понятие, цели и задачи
Инновационный менеджмент – наука,
направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными
процессами на макро– и микроуровнях. В отличие от традиционного
менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и
внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и
рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы
принятия управленческих решений.
Целью инновационного менеджмента
является изучение методов и технологий управления организацией для
обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем
создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях
экономики.
Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие: - определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики;
- организация управления развитием организаций;
- определение перспективных направлений инновационной деятельности;
- оценка эффективности инновационных процессов;
- выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;
- разработка проектов внедрения нововведений;
- создание системы управления инновациями;
- формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;
- принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;
- обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.
В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют четыре этапа. 1. Факторный подход. Характерные особенности этапа: - наука и техника являются основными факторами экономического развития страны;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – главный фактор развития производственного потенциала предприятия;
- управление
инновационными процессами базируется на использовании статистических
факторных моделей, нормировании трудоемкости, материало-, фондоемкости
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2. Функциональный подход. Характерные особенности этапа: - рациональное разделение труда;
- специализация управленческих функций;
- экономико-математическое моделирование инновационных процессов;
- использование методов сетевого планирования, оптимизационных моделей.
3. Системный подход. Характерные особенности этапа: - рассмотрение предприятия в качестве сложной организационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;
- учет факторов внешней конкурентной и внутренней организационной сред, влияющих на инновационный процесс.
4. Ситуационный подход. Характерные особенности этапа: - систематизация наиболее вероятных вариантов реализации инновационного процесса;
- анализ внешних и внутренних факторов, определяющих успех инноваций;
- выработка управленческих решений, оптимальных для конкретной инновационной ситуации.
Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент
|