Маркетинг (Кушнир И.В.)

Эволюция маркетинга

Достаточно большой опыт использования маркетинга в развитых странах позволил систематизировать, обобщить его положения, вывести определенные закономерности, которые и легли в основу понятия «маркетинг». В результате маркетинг получил статус экономической науки. В то же время вся теория маркетинга имеет своей целью сугубо практические результаты, а именно: насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами; совершенствование процесса управления бизнесом; удовлетворение потребностей населения; повышение прибылей предприятия. В конечном итоге маркетинг укрепляет мощь и авторитет государства.

Социально-экономические основы маркетинга

Какие бы свои частные интересы ни преследовало коммерческое предприятие, в условиях жесткой конкуренции оно обязано быть социально ориентированным. Его целью должно быть не обогащение его собственников, менеджеров и сотрудников, а корпоративная социальная ответственность перед обществом. Сегодня дальновидные руководители стремятся строить позитивный образ предприятия, основываясь не только на его сильных позициях и мощных финансах. Теперь прежде всего они хотят показать, какую пользу приносит корпорация всему обществу, отдельным людям, заботясь о культуре, о слабых, помогая детям, внося свой вклад в борьбу за улучшение экологии Земли и т. д.

Российский рынок и его особенности

Развитие рыночных реформ в России осложняется рядом факторов:
  1. менталитет населения, отученного от экономической активности;
  2. исходящие из этого трудности психологической адаптации к новым социальным условиям, когда необходимо проявлять инициативу в поисках приложения сил и предпринимательства;
  3. неграмотность населения в сфере рыночной экономики и рыночных отношений;
  4. слабая теоретическая и практическая подготовленность предпринимательских кадров;
  5. несовершенство законодательства, регулирующего рынок;
  6. криминализация общества и коррумпированная власть, удушающие средний и малый бизнес;
  7. отстраненность государства от интересов экономики, недостаточная помощь развитию отечественного производства;
  8. бессилие законов, неэффективность судебно-правовой системы;
  9. ненадежность государственных обязательств;
  10. потеря за годы социализма морально-этических принципов ведения бизнеса, необязательность многих российских предпринимателей;
  11. ориентация на сырьевую составляющую экономики;
  12. низкая инвестиционная привлекательность России в силу указанных выше причин;
  13. низкая покупательская способность населения.

На фоне перечисленных трудностей необходимо отметить обнадеживающие факторы – в первую очередь это значительные природные и энергетические ресурсы, а также высокий научно-технический, кадровый и интеллектуальный потенциал.



Басовский Л.Е. Маркетинг | Кушнир И.В. Маркетинг | Михалева Е.П. Маркетинг | Швайко И.Г. Маркетинг