Сущность сертификации
В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между
изготовителями товаров, потребителями и продавцами-заказчиками. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара
определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа – сертификата. Сертификат соответствия – документ, выданный по
правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Сертификация соответствия – это
действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или
услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» и в российской системе
сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина. Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции
установленным требованиям. Таким образом, сертификация – это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством
продукции. Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и
услуг». Сертификация направлена на достижение следующих целей: - создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином
товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- защита потребителя от
недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- содействие
потребителям в компонентном выборе продукции;
- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
- подтверждение показателей качества
продукции, заявленных изготовителями.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей: - поэтапное внедрение обязательной
сертификации;
- установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
- аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также
создание и аккредитация новых; подготовка и аккредитация экспертов;
- разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для
сертификации продукции, процессов;
- модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных
стандартов;
- создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки,
требований международных систем и соответствующих соглашений;
- определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей
среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;
- международное и региональное сотрудничество в
области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.
Левкина Е.В. Управление качеством
|