Коммерческое право (Герасимова Л.П.)

Коммерческое право: предмет, метод и принципы

Коммерческое право – это комплексный институт гражданского права, состоящий из правовых норм, регулирующих торговые отношения в сфере бизнеса.

Коммерческое право основывается на единых с гражданским правом методах регулирования и принципах.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

Предметом регулирования коммерческого права является торговая деятельность (товародвижение) как вид предпринимательской деятельности по продвижению товаров от изготовителей через организации оптовой и розничной торговли к потребителям на основе гражданско-правовых сделок. Товародвижение включает поставку, перевозку товаров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировку, фасовку, подготовку товаров к продаже, реализацию в розницу. Эти операции в своей совокупности образуют взаимосвязанные звенья технологической цепи товародвижения.

Движение товаров из сферы производства в розничную торговую сеть проходит в двух формах: транзитной и складской. Под транзитом понимается такая форма товародвижения, когда товары из сферы производства направляются в розничные организации, минуя склады оптовых организаций. Складская форма товародвижения характеризуется различной звенностью, включая оптовое складское звено, посреднические организации, торговый зал магазина и т. д.

Таким образом, товарный рынок – это совокупность отношений, образованных товародвижением.

Методом правового регулирования любой отрасли права является совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

Для коммерческого права характерны следующие принципы:

  1. Принцип экономической свободы.
  2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты.
  3. Принцип единого экономического пространства.
  4. Принцип поддержания конкуренции.
  5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
  6. Принцип систематического получения прибыли.
  7. Принцип законности.
  8. Принцип инициативности и добросовестности предпринимателя.
  9. Принцип свободы договора.
  10. Принцип информационной безопасности.
  11. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя.


Герасимова Л.П. Коммерческое право | Горбухов В.А. Коммерческое право | Кушнир И.В. Коммерческое право