Сущность и основные понятия логистики
1.1.
Понятие логистики
Объектом изучения достаточно новой дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые
потоки. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает в себя управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию
информационных систем, коммерческую деятельность. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция перечисленных выше
областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками. Логистика определяет принципы
управления организацией совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков от поставщиков сырья через
производственное предприятие к конечным потребителям. Это процесс управления движением и хранением сырья компонентов и готовой продукции в хозяйственном
обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю. Если рассмотреть в совокупности проблемы,
которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками. В отечественной и
зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным
потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками в экономических системах. Появились такие термины,
как «банковская логистика», «информационная логистика» и др. Термин «логистика» начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием
согласованной последовательности действий.
Основными вопросами, которыми занимается логистика, являются: - управление снабжением предприятия
сырьем и расходными материалами (сюда входит решение таких задач, как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичности поставки, оценка
эффективности работы поставщика);
- планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием (на этом этапе решаются задачи выбора перевозчика,
формы собственности складских помещений, организации приемки товара и проверки его качества);
- внутризаводская переработка сырья, материалов и
полуфабрикатов;
- доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего (поддержание необходимого ассортиментного
перечня товаров, своевременная обработка заказов покупателей, поиск новых форм и методов сбыта, анализ торговой деятельности);
- передача, хранение и
обработка соответствующей информации.
Наука координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт.
Объект
исследования логистики - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено специалистом по логистике, например: материальные потоки, потоковые
процессы, такие как выполнение заказов потребителей, продвижение продукции по цепи поставок, или любая комбинация из них.
Предмет исследования
логистики - это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и
услуг. Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из следующих двух частей: - принятие решения;
- реализация
принятого решения.
Для того чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по
выработке этих знаний относят к логистике. Большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление:
логистика -
междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. Кроме того,
логистика ставит и решает следующие
задачи: - прогноз спроса и планирование запасов на его основе;
- определение необходимой мощности производства
и транспорта;
- разработка научных принципов распределения готовой продукции;
- построение различных вариантов математических моделей функционирования
логистических систем.
Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в сфере управления материальными потоками. Для практической
реализации принятых решений нужны конкретные действия, поэтому другая группа определений рассматривает логистику следующим образом:
логистика -
направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. В ходе логистической
деятельности материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участков,
после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего. Перечисленные виды деятельности по управлению материальными
потоками составляют содержание логистики, которую одноименный терминологический словарь определяет следующим образом:
логистика - наука о
планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе
доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до
потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранении и обработки соответствующей информации. Настоящее определение,
как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении:
логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег за доставку
готовой продукции потребителю (принцип уплаты – получения денег). Настоящая трактовка чаще встречается в зарубежной литературе. Ключевым понятием логистики
является понятие материального потока. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с
сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Материальные потоки связывают также
различные предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример, происходящий внутри склада предприятия
оптовой торговли. Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения,
предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь
поступивший товар в конце концов сосредоточивается на участке хранения.
Пути движения из зоны хранения на участок погрузки также могут быть
различными: - участок хранения – участок погрузки;
- участок хранения – отправочная экспедиция – участок погрузки;
- участок хранения – участок
комплектации – отправочная экспедиция – участок погрузки;
- участок хранения – участок комплектации – участок погрузки.
По пути движения груза с ним
осуществляются разнообразные действия: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые
логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (например, за месяц, год), представляет
собой
материальный поток соответствующей операции. Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складе точно известна и общие
складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения материального потока внутри склада,
можно их минимизировать, что и является основной задачей логистики. Таким образом,
материальный поток - это грузы, детали и товарно-материальные
ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к определенному интервалу. Выделение этапов операций на
пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет: - увидеть общий
процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;
- проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.
Выделение материального потока
в качестве основного объекта управления несколько упрощает видение экономических процессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать задачи
сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.
Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве основного объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные
логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности
формализованного исследования экономических процессов. На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста,
менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений логистики. Анализ зарубежной и отечественной
литературы показал, что сегодня под
логистикой понимается: - новое направление в организации движения грузов;
- теория планирования различных
потоков в человекомашинных системах;
- совокупность различных видов деятельности для получения необходимого количества грузов в нужном месте, в нужное время
с минимальными затратами;
- интеграция перевозочного и производственного процесса;
- процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от
производства до потребления;
- форма управления физическим распределением продукта;
- эффективное движение готовой продукции от места производства до места
потребления;
- новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
- наука о
рациональной организации производства и потребления.
На каждом предприятии разрабатывается
концепция логистики - система взглядов на повышение
эффективности функционирования предприятия. Она опирается на долгосрочные цели предприятия и обеспечивает согласованность действий всех подразделений.
Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к
согласованной работе, но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции. Выработка такой концепции опирается на анализ
логистических систем, созданных на предприятии. Таким образом, мы видим, логистика – это теория и практика управления материальными потоками. Поэтому
остановимся на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне цепь, через которую
последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из них осуществляется
собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате показатели этого потока, такие
как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе из цепи складываются в достаточной степени случайно и, как правило, далеки от
оптимальных. При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий – звеньев
материалопроводящеи цепи – в значительной степени преодолевается для согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать
в нужное время, в нужное место, в нужном количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи в этом случае начинает
осуществляться с минимальными затратами. На микроуровне цепь, через которую проходит последовательно некий материальный поток, чаще всего состоит из
различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не
является приоритетной ни для одного подразделения. Показатели материального потока на выходе из предприятия имеют случайное значение и далеки от
оптимальных. При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление
сквозным
материальным потоком, т. е. потоком, который поступает извне, проходит службы снабжения, производственного цеха, склады готовой продукции и
затем уходит к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие
логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными
материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящеи цепи в единую
систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. Логистика тесно связана со многими другими направлениями работы
предприятия.
Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом.
Маркетинг представляет собой систему
управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка для обеспечения выгодной продажи товаров. Маркетинг был востребован практикой в
связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. Ориентация производства на выпуск нужного
на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача
создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей
построения таких систем в экономике, а во-вторых, из-за того, что применение новых для того времени маркетинговых приемов позволило предприятию «резко уйти
вперед». В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно
удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной
системе логистики. Выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и
поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т. е.
отвечает на вопросы о том, какой товар нужен, где, когда и в каком количестве. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к
потребителю. Логистическая интеграция позволяет обеспечить поставку требуемого товара в нужное место, в нужное время с минимальными затратами. Маркетинг
исследует рынок, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологической
системы проведения товаров по товаропроводящим цепям, а также системы контроля над их прохождением. Поясним взаимодействие этих двух направлений на
примере. Выделим следующие задачи, решаемые на предприятии службой маркетинга: - анализ окружающей среды и рыночные исследования;
- анализ
потребителей;
- планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;
- планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по
наивыгоднейшему сбыту услуг.
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая должны решаться
совместно. Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение
производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции. Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для
физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системами логистики. В общем случае деятельность
служб логистики и маркетинга тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов – функция
маркетинга; прочностные параметры пакетов – логистики; объем пакета – и маркетинга, и логистики. За геометрические параметры пакетов в большей степени
отвечает логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющее отслеживать движение каждой товарной единицы, также задача логистики. Однако, учитывая, что
нанесение штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.
Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что
производство зависит от своевременной поставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно,
служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно, организующая снабжение предприятий), должна
участвовать в принятии решения о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. С другой стороны, логистика
взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую
информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графика выпуска готовой продукции. Существенной задачей службы
логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции к местам хранения. Слабая
взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на
производство. Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество
продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль над его соблюдением – совместная задача служб логистики и планирования производства.
Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно
деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики будет исходить
не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также
при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими
затратами. Как и всякая другая наука, логистика имеет не только предмет и объект, но и метод. К основным методам, применяемым для решения научных и
практических задач в области логистики, относятся следующие.
I. Экспертные оценочные методы
1.
Метод сценариев. Он является средством первичного упорядочения логистической проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с
другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.
Сценарий - преимущественно качественное описание возможных вариантов развития
исследуемого логистического объекта при различных сочетаниях определенных (заранее выделенных) условий. Сценарий в развернутой форме показывает возможные
варианты развития событий для их дальнейшего анализа и выбора наиболее реальных и благоприятных. Группа экспертов по логистике составляет план сценария,
где намечаются функциональные области логистики, а также факторы внешней среды, учитываемые при постановке и решении логистической проблемы. Различные
разделы сценария пишут обычно разные группы экспертов. 2.
Метод Дельфи. В отличие от метода сценариев этот метод предполагает предварительное
ознакомление экспертов по логистике с ситуацией с помощью какой-либо модели.
Этапы метода Дельфи:
- нескольким экспертам предлагается один и
тот же вопрос;
- каждый эксперт вырабатывает свои оценки независимо от других экспертов;
- ответы собираются и статистически усредняются;
- экспертам,
ответы которых сильно отклоняются от средних значений, предлагается обосновать свои оценки после предъявления средних значений;
- эксперты разрабатывают
обоснования и выносят их на рассмотрение;
- среднее значение и соответствующие обоснования предъявляются всем экспертам для выработки окончательного
решения.
3.
Метод дерева целей. Экспертам по логистике предлагается оценить структуру логистической модели в целом и дать предложения о включении в
нее неучтенных связей.
Дерево целей представляет собой связной граф, вершины которого интерпретируются как цели логистической системы, а ребра или
дуги – как связи между ними. Это основной инструмент увязки целей верхнего уровня логистической организации с конкретными средствами их достижения на нижнем
операционном уровне. В программно-целевом планировании (когда цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ) дерево целей выступает как схема,
показывающая разделение общих целей логистического плана на подцели различных уровней. Представление целей начинается с верхнего уровня логистической
организации, дальше они последовательно разукрупняются. Основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть
представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т. е. так, чтобы объединение подцелей полностью определяло исходную цель.
II. Методы, использующие специальные компьютерные программы
Применение компьютерных методов,
помогающих специалистам принимать решения, позволяет: - принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными
потоками;
- готовить опытных специалистов за относительно короткий промежуток времени;
- сохранять ноу-хау компании, так как персона, пользующаяся данной
системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в данных программах;
- использовать опыт и знания высококвалифицированных
специалистов на непрестижных, опасных, скучных и прочих местах.
К недостаткам компьютерных систем следует отнести ограниченную возможность использования
«здравого смысла». Логистические процессы включают в себя множество операций с разнообразными грузами. Учесть все их особенности в компьютерной программе
невозможно. Поэтому для того, чтобы при складировании не поставить коробку массой 100 кг на коробку массой 5 кг, «здравым смыслом» должен обладать
пользователь данной программы.
III. Анализ полной стоимости в логистике
Эффективным методом
управления материальными потоками является анализ полной стоимости, который часто называют
концепцией полной стоимости. Этот метод лежит в основе
теории и практики логистики. Анализ полной стоимости означает учет всех экономических явлений, возникающих при изменениях в логистической
системе. Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволит
уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимости изначально использовался на транспорте для сравнения различных вариантов транспортировки. Впоследствии
этот метод стали использовать в профессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, где необходимо сделать выбор из двух и более
альтернатив. Такой анализ предполагает также возможность варьирования ценой при поиске решений, т. е. возможность повысить затраты в одной области, если в
целом по системе это приведет к экономии.
Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют увидеть и прочитать «скрытую»
стоимость решения, заключаются в следующем: - необходимость в специальных знаниях;
- необходимость учета факторов, связанных с косвенными
затратами.
Следует отметить, что решение, принятое без учета «подводной части айсберга», скорее всего будет ошибочным.
1.2. Задачи и функции логистики
Цель логистики - создание возможности для улучшения деятельности сотрудников
подразделений предприятия, направленной на снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли. Цель считается достигнутой, если нужный продукт
необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве, в нужное время и нужное место (шесть правил
логистики). Метод достижения цели состоит в исключении операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для
потребителя. Иными словами, все то, что не приносит пользу потребителю и, соответственно, дохода предприятию, является излишним. В процессе управления
материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач, а именно: прогнозирование спроса и производства, следовательно, и объема
перевозок; определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организация складирования, упаковки, транспортировки и др. Рассмотрим, кем
решаются эти задачи. Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий или организаций, производящих или потребляющих ту или
иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в процессе управления материальными потоками играют следующие
организации: - транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
- предприятия оптовой торговли, осуществляющие комплекс
логистических операций с товаром;
- коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового
оборота;
- предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.
Силами этих предприятий и
организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения. Каждый из перечисленных участников
специализируется на выполнении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий,
однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.
Логистическая
функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Образное представление о логистических
операциях можно сформировать на примере производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребления. Рассмотрим в качестве такого
изделия письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Начальным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое
необходимо сначала вырастить, спилить, переместить к местам обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может
быть разделена на
две группы: - технологические операции по производству материальных благ, т. е. операции, в ходе которых происходит
качественное преобразование предметов труда: рубка леса (для получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей
мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола;
- логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие
нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, нужного качества, в нужном месте, нужное время. Например: вывоз и сплав бревен из мест
лесозаготовок, их доставка на предприятия деревоперерабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха,
вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.
Таким образом,
логистические операции - это любые
операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по
производству материальных благ. К ним относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации. Согласно отечественному
терминологическому словарю по логистике
логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или)
информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование,
упаковку или др. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному
потоку. Рассмотрим
основные логистические функции и их примерное распределение между участниками логистического процесса: - функция
формирования хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитию, корректировке и рационализации – возлагается на транспорт общего
пользования, предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические организации;
- функция определения объемов и направлений материальных потоков –
является задачей предприятий оптовой торговли и коммерческо-посреднических организаций;
- функция составления прогнозных оценок потребности в перевозках –
выполняется транспортом общего пользования, предприятиями оптовой торговли и коммерческо-посредническими организациями;
- функция определения
последовательности продвижения товаров через места складирования, оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения – реализуется
коммерческо-посредническими организациями;
- функция развития и размещения складского хозяйства – проводится предприятиями оптовой торговли и коммерческо-
посредническими организациями;
- функция управления запасами в сфере обращения – возлагается на предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические
организации;
- функция осуществления перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения – проводится транспортом
общего пользования;
- функция выполнения операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (имеются в виду упаковка, маркировка,
подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций) – является задачей предприятий оптовой торговли, складов сырья и готовой
продукции предприятий-изготовителей;
- функция управления складскими операциями (они включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству,
хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.) – выполняется предприятиями оптовой
торговли, складами сырья и складами готовой продукции предприятий-изготовителей.
Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки
зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового
партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между участниками макрологистических систем. Отметим
характерные особенности приведенного комплекса логистических функций: - все перечисленные функции взаимоувязаны и направлены на управление материальным
потоком, т. е. весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинен единой цели;
- носителями перечисленных функций выступают субъекты,
участвующие в логистическом процессе.
Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных, реализуемых при традиционной организации хозяйственной
деятельности, заключается прежде всего в их глубокой системной взаимосвязи между собой. Оптимизация материальных потоков при традиционной модели
хозяйствования происходит, как правило, в пределах одной функции без учета последствий в смежных областях. Например, оптимизация запасов в снабжении без
учета последствий в транспорте, производстве и сбыте. Говорить при этом об управлении запасами как о логистической функции нельзя. Критерием эффективности
реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики. Управление
материальным потоком на отдельных участках имеет свою специфику. В соответствии с ней выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную,
производственную, распределительную, транспортную и информационную. Рассмотрим их особенности и круг решаемых задач. 1. При обеспечении предприятия сырьем
и материалами решаются задачи
закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их
исполнение, принимаются меры в случае изменения условий поставки. 2. Для управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага
или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи
производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной
объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в
товарно-денежные отношения. Материальный поток идет не в результате заключенных договоров, а вследствие решений, принимаемых системой управления
предприятием. 3. Управление материальными потоками в процессе реализации готовой продукции являются задачей
распределительной логистики. Это
обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К
их решению имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае
неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных товаров в регионе положение местных властей будет нестабильным. В сферу внимания
распределительной логистики материальный поток попадает, находясь еще в производстве. Это означает, что вопросы тары, упаковки, размера изготовляемой партии
и времени, к которому она должна быть изготовлена, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком. 4. При управлении
материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи
транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы,
выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно
равные): - работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям;
- работа, выполняемая собственным транспортом всех
остальных предприятий.
Так же как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика не имеет четко очерченных границ. Методы транспортной
логистики применяют при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий
место в процессе перевозок транспортом специализированных предприятий. 5. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с
рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными
потоками позволила ставить и решать задачу управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала
причиной выделения специального раздела –
информационной логистики. Объектами ее исследования являются информационные системы, обеспечивающие
управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией
информационных потоков (сопряженных с материальными). Информационная логистика тесно связана с остальными областями логистики. Этот раздел рассматривает
организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на
значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).
1.3. Факторы и
тенденции развития логистики
Рассмотрим, чем вызвана необходимость и обусловлена возможность широкого применения логистики в современной
экономике. Необходимость применения логистики объясняется множеством причин, среди которых выделим две основные. Первая причина – развитие конкуренции,
вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 1960-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции
не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как
правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в
конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не
было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за
счет расширения совершенствования производства. Однако к началу 1960-х гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были
существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше
внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как,
например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения
себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке
гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара,
доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает
участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Кроме того,
использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя
гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают. Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику
субъектов обеспечивается за счет: - резкого снижения себестоимости товара;
- повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки,
отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, –
энергетический кризис 1970-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем
эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного
логистического процесса. Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП). В
результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется
возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет
компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи
информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономики отраслей, охватывающих большие
территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через все промежуточные производственные,
складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя. Главные причины, по которым начиная с середины 1960-х гг. в экономически развитых
странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем: - превращение рынка продавца в рынок
покупателя;
- обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и
улучшения качества поставок;
- энергетический кризис;
- НТП и в первую очередь компьютеризация управления.
Необходимым условием для развития
отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и НТП в сферах производства и
обращения. В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.
Первый этап - 1960-е гг. характеризуются использованием
логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинается осознание двух ключевых
положений: - существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой
управления;
- интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Оптимизация физического
распределения материалов проводилась и прежде. Например: управление частотой и размерами доставляемых партий, системой размещения товаров и функционирования
складов; планирование транспортных маршрутов, графиков и т. п. Традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить системного
эффекта. Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например совместное решение задач
организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта. На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь
операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой
согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь характеристики перевозимого груза
определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Следует отметить, что совместное решение
отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются другие методы, а также иная
подготовка специалистов.
Второй этап в развитии логистики приходится на 1980-е гг. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала
охватывать производственный процесс. С точки зрения развития логистики 1980-е гг. характеризуются следующим: - быстрый рост стоимости физического
распределения;
- рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
- долгосрочное планирование в области
логистики;
- широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;
- централизация физического
распределения;
- резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
- четкое определение действительных издержек распределения;
- определение и
осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.
Здесь к взаимодействию складирования и
транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет
своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется
следующим: - появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;
- современные
коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения
продукта – от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;
- развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;
- концепция
логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и
распределения;
- совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.
Выводы
1. Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями,
совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов,
доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей
информации. 2. Цель логистики – создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уровня
общих затрат и получение максимальной прибыли. 3. Необходимость применения логистики объясняется следующими причинами: - развитие конкуренции,
вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;
- энергетический кризис 1970-х гг.
Логистический подход позволяет существенно сократить
временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готовой продукции потребителю, способствует резкому сокращению материальных
запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Кушнир И.В. Логистика | Мишина Л.А. Логистика | Шепелева А.Ю. Логистика
|