| Управление как объект административно-правового регулирования. Исполнительная власть
1.1. Управление: понятие, признаки, виды
Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями. 
Признаки управления: обязательно качество целостной организованной системы;наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);служит интересам взаимодействия основных элементов;обеспечивается системой определенных средств.
 
Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное. 
1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. 
Общие черты социального управления: существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;направлено на достижение определенной управленческой цели;характеризуется наличием субъекта и объекта управления;субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;реализуется в рамках определенного механизма.
 
Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. 
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). 
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие 
объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). 
Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. 
Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач. 
Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. 
Стадии процесса управления: 
анализ управленческой ситуации;выработка и принятие решения;организация и исполнение решения;контроль выполнения решения;подведение итогов, внесение корректив. 
1.3. Функции социального управления: понятие и виды
Функции социального управления - обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам. 
Признаки функций социального управления: обусловлены социальным назначением управления;характеризуются определенной направленностью и стабильностью;представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;представляют собой направление его активного действия;предопределяются поставленными целями и задачами.
 В зависимости от 
содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.). В зависимости от 
направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции. В зависимости от 
времени действия существуют функции постоянные и временные. 
Общие функции управления: информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.
 
1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. 
Признаки государственного управления: это вид государственной управленческой деятельности;деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);обеспечивается посредством системы гарантий;нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
 
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления: социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
 
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные. 
Общие (социально-правовые) принципы: 
демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. 
Организационные принципы: 
отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично. 
1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки
Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств. Разделяют следующие 
ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная. 
Исполнительная власть - ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти. 
Признаки исполнительной власти: является самостоятельной ветвью единой государственной власти;выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;обладает предметно-функциональной самостоятельностью;обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
 
1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти
Цели исполнительной власти: обеспечение безопасности личности, общества, государства;создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;защита человека от противоправных посягательств.
 
Функции исполнительной власти: исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
 Существуют два 
уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
 
 Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
 |