Каталог статей

Пралиев Г.С., Бисеков А.Т.
Алматинский институт непрерывного образования

Стимулирование обеспеченности специалистами в сельской местности

В условиях рыночной экономики, когда предприятия являются самостоятельными экономическими субъектами, функционирующими в жесткой конкурентной среде, выдвигаются новые требования к профессиональному составу производственных кадров и специалистов, уровня их квалификации, результативности труда и ответственности.

Кроме того, эти объективные условия продиктованы еще и тем обстоятельством, что предприятия всех форм собственности теперь ориентированы на инвестиционные технологии, которые могут быть быстро и эффективно освоены только технически подготовленным, профессионально грамотным персоналом работников [1].

Отсюда вытекают тесно взаимосвязанные следующие две задачи:

Первое – это подготовить специалистов с высшим, средним специальным образованием и технически грамотные кадры массовых профессий в количествах, необходимых для обеспечения полной потребности в них предприятии всех форм собственности.

Второе – обеспечить приток молодых специалистов - выпускников профессиональных учебных заведений аграрного профиля в сельскую местность для работы по специальности с последующим их закреплением на производстве.

В постреформенный период в стране принят ряд заслуживающих внимания организационно-экономических и нормативно-правовых актов, Программ и проектов, в которых нашли отражение механизмы реализации этих задач, обеспечившие в конечном счете повышение эффективности использования сельских трудовых ресурсов, улучшение социальных условий жизнедеятельности людей на селе.

По стране в целом численность экономически активного сельского населения за 2001-2008 гг. увеличилась на 40,3%, возрастая в областях южного региона до 1,5 раза. Одновременно с этим за эти годы больше стало занятое экономической деятельностью сельское население - на 51,9% по республике в среднем с колебаниями от 32,5% в Северном Казахстане до 64,0% на юге республики. Рост численности занятого населения на селе преимущественно происходил за счет увеличения более организованных наемных работников по сравнению с занятыми самостоятельно: соответственно 82,8 и 31,3%.

Во всем этом определенную позитивную роль сыграли рост объемов сельскохозяйственного производства за счет восстановления посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья скота, возведение и реконструкция на селе предприятий переработки сельхозпродукции, появление в сельской местности в рамках реализации 1-го этапа «Государственной Программы развития сельских территорий на 2004- 2010 гг.» немало объектов социальной сферы.

В сельском хозяйстве низок уровень производительности труда. В общем числе занятых, численность сельхозработников доходит до 28,8%, а от всей численности не производительно используемого самозанятого населения на долю отрасли приходится 80%.

Номинальные денежные доходы на душу населения села составляют в 2 раза меньше по сравнению с другими сферами экономической деятельности. Недопустимо упала прежде значимая роль технологов сельскохозяйственного производства: агрономов, специалистов ветеринарной службы, зоотехников, инженеров-механиков, инженеров-электриков, а также технически грамотных кадров среднего звена. По данным административного мониторинга обеспеченность предприятии этими специалистами и другими профессиональными работниками колеблется по регионам от 50 до 70%. Не хватает в сельской местности специалистов высокой квалификации по переработке продукции животноводства и изготовлению готовых к потреблению пищевых продуктов, а также квалифицированных рабочих кадров для обслуживания основных и вспомогательных отраслей сельскохозяйственного производства.

Как следствие отсталости социальной сферы и культурно-бытовых условий жизни сельской местности, низкой мотивации труда редким явлением стал приток на постоянную работу в село лиц, окончивших профессиональные учебные заведения аграрного профиля. Из-за этого средний возраст работников сельхозпредприятий и членов крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 45 и выше лет.

Таким образом, в стране для сельскохозяйственного производства готовятся немало нужных специалистов, но в реалии многие из них остаются не востребованными в качестве кадровых работников отрасли в соответствии с полученными специальностями. Как показывает изучение, подготовка кадров осуществляется зачастую в отрыве от реальных запросов производства.

Важным стимулирующим фактором, обеспечивающим приток молодых кадров выпускников аграрных учебных заведений в село и закрепления их в сельской местности является их материальная заинтересованность. Низкая оплата за труд в сельском хозяйстве является главной причиной непрестижности отрасли, ее непривлекательности для профессиональных и технически грамотных кадров. На приток специалистов сельского хозяйства в сельскую местность негативное воздействие оказывают ущемленность бытовых условий жизнедеятельности в сельской местности, коммунальная необустроенность жителей села, ограниченность и низкий уровень оказываемых им услуг.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в сложившейся ситуации по обеспеченности сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами необходимо принятие специальных проектов, реализация которых обеспечит приток в село на добровольной основе молодых специалистов - выпускников профессиональных учебных заведений, повышенную их мотивацию жить и работать в сельской местности по полученной специальности.

Для этого, как показывает практика государств Содружества, прежде всего опыт России, нужна существенная государственная поддержка молодых специалистов, заканчивающих аграрные профессиональные учебные заведения в первые годы их работы в сельском хозяйстве.

Необходимо за счет средств бюджета и внебюджетных средств, а также финансовых ресурсов самих сельхозформирований строить им жилища, выделить подъемные и другие единовременные пособия на обустройство на новом месте жизнеобитания, на приобретение скота в личную собственность, компенсировать расходы по проезду, провозу багажа и т.д.

Если учесть практику отдельных регионов Российской Федерации, то в Волгоградской и Смоленской областях используется, например, контрактная система привлечения молодых специалистов аграрных специальностей к работе в сельхозпредприятиях. При этом производится единовременная выплата на хозяйственное обзаведение денежных средств в объеме 30 тыс. руб., или 150,0 тыс. в тенговом эквиваленте.

В республике Коми размер такой субсидии составляет 200 тыс. тенге, а в Ханты-Мансийском автономном округе – 250 тыс. тенге.

В Республике Башкортостан утвердился следующий порядок заинтересовать выпускника высших учреждений профессионального образования аграрного профиля работать в сельской местности по специальности: стоимость жилья компенсируется из федерального бюджета – на 30%, из областного бюджета – 40%, 30% возмещает молодой специалист сам за счет зарплаты или за счет личного сбережения родителей.

Положительный опыт по привлечению молодых специалистов для работы в сельской местности имеется и в нашей республике. В настоящее время в стране начата реализация Закона РК от 24 декабря 2008 г. № III-IV ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной поддержки и стимулирования работников социальной сферы СНП». В соответствии с ним молодым специалистам социальной сферы села государство предлагает единовременную помощь в размере 89,1 тыс. тенге (70 МРП), льготный кредит на приобретение жилья сроком на 15 лет со ставкой 0,01% в сумме 801,9 тыс. тенге (630 МРП), а также повышение на 25% должностных окладов [2].

Поэтому назревшая проблема удовлетворения сельскохозяйственного производства в специалистах и квалифицированных рабочих кадрах должна решаться в комплексе, прибывающие в село выпускники аграрных профессиональных учебных заведений поддержаны соответствующими компенсациями и субсидиями, другими стимулирующими мерами за счет бюджетных ресурсов. Для этого целесообразным считаем рекомендовать следующие нормативы компенсаций и субсидий на 1 выпускника: единовременное пособие для выпускника высшего учебного заведения 181,4 тыс.тенге и колледжа 145,2 тыс.тенге; средства на приобретение жилья для выпускника высшего учебного заведения 816,5 тыс.тенге и колледжа 653,2 тыс.тенге. Исходя из этих норм, компенсационные выплаты на привлечение недостающей численности только агрономов, зоотехников и ветеринарных врачей – выпускников высших учебных заведений для работы по специальности в сельском местности в расчете на 2015 г. составят 3,9 млрд. тенге, в том числе на строительство жилища – 2862,6 млн тенге, на подъемные – 636,1 млн тенге, на покупку скота в личную собственность – 455,8 млн тенге.

Кроме того, молодому специалисту-выпускнику следует предоставлять на месте его фактического пребывания на постоянную работу, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства из расчета 0,25 га на богарных и 0,15 га – на орошаемых землях в частную собственность бесплатно.

В настоящее время специалистов сельского хозяйства с высшим образованием не достает и в органах управления агропромышленным комплексом, в районном звене в особенности. Учитывая это, объективно необходима организация во всех сельских районах республики коопера-тивно-государственных консультационных центров, состоящих из 3-4 чел. профессиональных кадров с высшим сельскохозяйственным образованием по оказанию сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и хозяйствования организационно-экономических и технологических услуг.

В целях комплексного решения всех проблем формирования и рационального использования кадрового потенциала села, поддержки притока молодых специалистов – выпускников аграрных специальностей в село, закрепления их в сельской местности целесообразно создать под началом Министерства сельского хозяйства РК и Министерства образования и науки РК Координационный Совет.

Механизм формирования и регулирования рынка труда должен постоянно совершенствоваться в увязке с новыми требованиями все более углубляющегося рыночного метода хозяйствования, структурной перестройкой и институциональными преобразованиями в экономике. При этом следует признать, что приоритетами в развитии аграрного образования являются обеспечение его доступности для сельской молодежи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля конкурентоспособных на сельском рынке труда, заинтересованной их работы в сфере сельскохозяйственного производства и смежных с ним отраслях экономики.

Однако, несмотря на принимаемые государством меры в использовании трудовых ресурсов села и росте занятости населения в сельской местности, в данной области еще немало недостатков. К ним в первую очередь относятся:

  • не полное и неравномерное в течение года занятость сельских трудовых ресурсов;
  • слабая обеспеченность сельхозформирований специалистами и производственными кадрами нужных профессий.

Основными факторами, воздействовав на которых можно решить вышеперечисленные проблемы, являются:

  • экономические условия: устойчивое развитие предприятии аграрного сектора, приемлемая заработная плата, стабильно выплачиваемая в денежной ее форме;
  • социальные условия жизнедеятельности: жилищные условия, культура сельского быта, инфраструктура сельской местности, наличие в селах развлекательно-оздоровительных учреждений и т.д.;
  • правовые: корректировка существующих законов и законодательно-нормативных актов в области труда и социально-трудовых отношений в сельском хоязйстве с учетом его особенностей;
  • для объективной оценки состояния использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве и прогнозирования перспективы их развития, восстановить в стране ранее действовавшие индикаторы производительности труда (затраты труда в чел.-часах на единицу продукции по отраслям производства, общие затраты труда в расчете на 1000 тенге произведенной продукции и т.д.).

Литература:

  1. Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы. Министерство сельского хозяйства РК, Астана, 2005.
  2. Закон РК от 24 ХII-2008 г. № 111-IVЗ РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социальной поддержки и стимулирования работников социальной сферы СНП».