Каталог статей

Рыбаков Р.А.
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела в г. Н.Новгород, Россия

Некоторые особенности эволюционных этапов развития отечественного маркетинга

Создание современного маркетинга в нашей стране претерпело ряд существенных этапов. Первые исследования по маркетингу начали издаваться в бывшем СССР лишь во второй половине 70-х годов XX века. Однако, несмотря на позитивные результаты функционирования маркетинга за рубежом, отечественные экономисты негативно высказывались по поводу адаптации этой науки в нашей стране. Так, например, в предисловии к сборнику «Маркетинг» отмечалось: «Конечно, речь идет не об использовании принципов буржуазного маркетинга, которые полностью неприемлемы для социалистических предприятий ввиду коренного различия капиталистических и социалистических производственных отношений…» [1, с.3]. При этом «диагноз полезности» маркетинга находился в пределах от активного сбыта до навязывания товаров и услуг потребителям. Одновременно рядом крупных экономистов в нашей стране подробно изучался зарубежный опыт функционирования маркетинга, его сущность и сравнительные преимущества, однако интерес к маркетингу ограничивался лишь теоретическими аспектами в связи с тем, что коренные причины, сдерживающие практическое применение маркетинга в экономике были следующие:

  • господство государственных монополий;
  • отсутствие на рынке конкуренции;
  • дефицит, как доминанта «рынка производителя» [2].

В централизованной экономике бывшего СССР маркетинг на практике был не востребован, и потому возможные и значительные материальные вложения считались нецелесообразными. В свою очередь отдельные элементы маркетинга форсированно могли повысить эффективность субъектов хозяйствования, которые трудились в условиях реально существующего внешнего рынка, например, внешнеторговых фирм и ассоциаций. Следует отметить, что адаптация маркетинга во внешнеэкономической деятельности происходила на формальном уровне и его действия сводились к изучению конъюнктуры и спроса в связи с тем, что внешнеторговые организации, являясь дистрибьюторами, не оказывали должного влияния на процесс производства, практически не имели «права голоса» на активное участие в формировании товарного ассортимента, востребованного в мировой системе рынков.

В конце 80-х годов XX века начали формироваться реальные предпосылки для использования маркетинга, основными из которых следует считать: разрушение государственной монополии; постепенное формирование смешанной формы собственности; возникновение трудностей со сбытом продукции в отдельных отраслях и регионах, что заставило производителя ориентироваться на возможного потребителя. Изменение общей ситуации сопровождалось появлением значительного количества научно-популярных статей, специализированных журналов, сборников, учебников, учебных пособий и монографий по маркетингу зарубежных и отечественных авторов. Маркетинг становится элитарным направлением в экономической науке и менеджменте.

В настоящее время в России, несмотря на заметные инновационные преобразования, все еще не сформирован экономически обоснованный методический и методологический фундамент, обеспечивающий успешное функционирование маркетинга как комплексной системы управления, или как принято называть философии эффективного бизнеса. В свою очередь, необходимо интерпретировать основные особенности маркетинга в России:

  • Ускоренные темпы развития теоретических основ, по сравнению с практикой развития маркетинга;
  • Повышенное внимание к специальным моделям маркетинга: к международному маркетингу, а также к маркетингу средств производства (поскольку важнейшей задачей отечественной внешней торговли традиционно является развитие экспорта и импорта);
  • Апробация лишь некоторых функций практического маркетинга;
  • Значительные сложности в получении репрезентативной (достоверной) информации, способствующей позитивному развитию маркетинга в стране;
  • Несовершенная инфраструктура;
  • Отсутствие должной корпоративной культуры и полного использования возможностей маркетинга.

Вместе с тем в XXI веке ключевой технологией на «пике» эволюции маркетинга является Интернет-ресурс. Однако предыдущие стадии эволюции пока обеспечивают ретропроцесс, включающий в себя кумулятацию современной сетеномики, поэтому говоря про интернет-маркетинг, невозможно обойти вниманием его составляющие – организацию продаж, маркетинговые коммуникации и интернет-брендинг.

В постиндустриальной экономике главную роль играет человек, который выходит в глобальную сеть и остается в интерактивном режиме функционирования. От уровня способности отдельно взятой компании удовлетворить каждого из множества потребителей, зависит реальная формула успеха в инфраструктуре бизнеса и предпринимательства.

Таким образом, комплексный анализ эволюционных этапов формирования современного маркетинга позволяет развивать первоначальную гипотезу и концепции маркетинга в России путем «встраивания» инфраструктурных элементов системы маркетинга в философию туристкой индустрии.

Литература:

  1. Маркетинг: [пер. с англ.] / Под ред. Д.И. Костюхина . - М.: Прогресс, 1974. – 268 с
  2. Возникновение и эволюция теории и практики маркетинга [Электронный ресурс]. – [2006]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}