Галун А.Б., к.э.н., доцент
Полесский государственный
университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Анализ динамики выручки от реализации продукции промышленной организации
Управление объемами и структурой производства и продаж
в организациях промышленности — это первостепенная задача ее руководства,
успешное выполнение которой во многом предопределяет рентабельность
хозяйственной деятельности, успех на рынке, конкурентоспособность, финансовую
устойчивость и имидж. Просчеты в системе управления продажами грозят
организации нарушением ритмичности работы и нормальной платежеспособности,
ухудшением расчетной дисциплины, и, в конечном итоге, убыточностью и банкротством.
Величина
выручки от реализации продукции определяется по стоимости продукции в денежном
выражении на момент ее признания по продажным (отпускным) ценам с налогом на добавленную
стоимость и другими налогами с реализации; а также стоимостью полученных или
подлежащих получению про при операциях, в сумме дебиторской задолженности на
условиях отсрочки оплаты по коммерческому кредиту.
Начинать
анализ целесообразно с изучения динамики выручки от реализации, при этом анализ
проводится в целом по предприятию, в разрезе его структурных подразделений (с
целью выявления вклада каждого из них в эффективность деятельности всего
предприятия) в помесячном выражении за несколько лет. Анализ проводят на основе
индексов, отражающих изменения в действующих или сопоставимых ценах и индексов
изменения цен на продукцию соответствующего вида. Причем, индексы могут быть
как цепные, так и базисные, в зависимости от предпочтений аналитика (таблица
1).
Таблица
1. Динамика выручки от реализации продукции
Месяц
|
Темп изменения (цепной способ), %
|
Темп изменения (базисный способ), %
|
2007
|
2008
|
2009
|
2007
|
2008
|
2009
|
Январь
|
–
|
63,1
|
70,0
|
–
|
117,0
|
144,4
|
Февраль
|
111,7
|
90,0
|
96,4
|
111,7
|
105,3
|
139,2
|
Март
|
115,7
|
115,0
|
107,1
|
129,2
|
121,1
|
149,1
|
Апрель
|
99,1
|
116,9
|
145,9
|
128,1
|
141,5
|
217,5
|
Май
|
108,7
|
108,3
|
129,6
|
139,2
|
153,2
|
281,9
|
Июнь
|
102,9
|
108,8
|
92,9
|
143,3
|
166,7
|
262,0
|
Июль
|
96,7
|
127,7
|
100,0
|
138,6
|
212,9
|
262,0
|
Август
|
128,3
|
100,8
|
104,2
|
177,8
|
214,6
|
273,1
|
Сентябрь
|
94,7
|
96,7
|
109,2
|
168,4
|
207,6
|
298,2
|
Октябрь
|
96,9
|
101,7
|
109,4
|
163,2
|
211,1
|
326,3
|
Ноябрь
|
115,4
|
130,5
|
101,3
|
188,3
|
275,4
|
330,4
|
Декабрь
|
98,4
|
74,9
|
102,1
|
185,4
|
206,4
|
337,4
|
Итого за год
|
–
|
120,3
|
141,7
|
–
|
120,3
|
170,4
|
Для
нормального развития экономики организации важна положительная динамика
выручки, то есть ее величина должна постоянно возрастать. Причины произошедших
изменений выявляются и количественно измеряются с использование способов и
приемов факторного анализа.
Основными причинами падения выручки от
реализации продукции могут быть:
-
несвоевременное
заключение (продление, пересмотр существующих) договоров с потенциальными
покупателями на поставку продукции;
-
нарушение
договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству поставляемой
продукции, срокам отгрузки и другим условиям поставки;
-
отказ покупателя
от получения продукции в установленный срок, в том числе и вследствие накопления
у него сверхнормативных и излишних товарных запасов;
-
нарушение
установленного порядка расчетов;
-
недостаточное
(неполное, некомпетентное) изучение покупательского спроса обслуживаемого
района;
-
неосвоенность
потенциального рынка сбыта;
-
необеспеченность
запасами готовой продукции в необходимом объеме, ассортименте, качестве для
выполнения текущих договорных обязательств и срочных заказов (отсутствие
страхового запаса);
-
некомпетентность,
пассивность, недостаточная квалификация работников организации и др.
В
процессе анализа также следует обратить внимание на значения и динамику следующих
показателей, находящихся во взаимозависимости с объемом реализации и выручкой от
реализации продукции организации:
-
объем заказов на
выпускаемую продукцию в соответствии с заключенными договорами и его
соответствие производственной мощности предприятия и запасам готовой продукции
на складах;
-
величина запасов
готовой продукции на складах предприятия;
-
объем
производства продукции;
-
уровень выполнения взятых предприятием на себя
договорных обязательств по выпуску и отгрузке продукции;
-
уровень погашения дебиторской задолженности.
С целью оценки использования экономических
условий получения максимальной выручки от реализации следует оценить соотношения
между объемом производственных заказов,
объемом производства и объемом реализации продукции. Необходимо обратить
внимание на сбалансированность объемов деятельности и синхронное их изменение.
В противном случае может сложиться одна из следующих опасных (предшествующих кризису)
ситуаций:
-
низкий или
снижающийся уровень товарности (реализации) выпускаемой продукции может
свидетельствовать о проблеме со сбытом готовой продукции, необоснованном росте
объема производства, нарушением платежной дисциплины и договорных обязательств.
-
темпы роста
объема производства превышают темпы роста объема реализации — это может
означать, что предприятие работает на склад, продукция предприятия не
пользуется спросом по объективным причинам, производственная программа
предприятия не отвечает требованиям рынка сбыта, ошибочные или необоснованные
прогнозы развития предприятия и др.;
-
темпы роста
объема производства ниже темпов роста объема реализации — возможен риск
возникновения дефицита продукции и невыполнения в полном объеме и в срок
договорных обязательств. В том случае, если сокращение объема производства было
связано со сверхнормативными остатками готовой продукции на складах
предприятия, то это означает, что в настоящий момент предприятие успешно
реализует ранее выпущенную продукцию;
-
темпы роста
объема производства превышают темпы роста объема производственных заказов в
соответствии с заключенными на данный момент времени хозяйственными договорами
поставки продукции — непродуманная производственная программа предприятия,
потеря основных покупателей, отсутствие быстрого реагирования на изменения конъюнктуры,
что приведет к затоваренности складов готовой продукцией, если не будут найдены
новые каналы ее сбыта;
-
темпы роста
объема производства ниже темпов роста объема производственных заказов в соответствии
с заключенными на данный момент времени хозяйственными договорами поставки
продукции — если на предприятии нет достаточного объема запасов готовой
продукции, то это приведет к ее дефициту и невыполнению в необходимых объемах и
в срок договорных обязательств, потере рынков сбыта, снижению доходов и
платежеспособности предприятия, потере деловой репутации;
-
уменьшение
количества договоров на поставку продукции и их объемов, снижение степень
выполнения договорных обязательств при росте объемов производства и
затоваривании складов готовой продукцией свидетельствуют о
неконкурентоспособности продукции предприятия.
Следует проводить анализ тенденций изменения
указанных показателей в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах) в целом по
всему объему деятельности предприятия (структурной единицы), а также в
натуральном выражении по ассортиментным позициям.
|