Каталог статей

Копнина Ю.С.,
Национальный горный университет

Новый этап управленческой эволюции

История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.

Вместе с тем, на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. И если для перерождения, условно выделяемого второго, в третий этап понадобилось около 1000 лет, то для осуществления преобразований, обозначивших пятый этап - всего 200 лет.

Четвёртый этап относится к XVII-XVIII векам н. э. и вызван зарождением капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может внести значительный вклад в развитие и эффективность производства.

Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция, часто называемая бюрократической, относится к концу XIX – началу ХХ в. (машинная эра). Теоретической основой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.

К концу XIX – началу ХХ в. появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формированию основ науки управления. Это было вызвано потребностями промышленности, которая всё больше приобретала такие специфические черты как массовое производство и массовый сбыт, крупномасштабная организация в форме крупных корпораций и акционерных обществ, ориентация на рынки большой ёмкости.

Промышленные предприятия испытывали потребность в рациональной организации производства и труда, чёткой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, руководителей и исполнителей. Для этого потребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты.

Теория и практика управления производством в ХХ в. формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д.

Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых теорий, которые не выдержали проверку практикой.

Принципы менеджмента машинной эры были кардинально иными, нежели сейчас. Во-первых, обычным методом управления считалась диктатура, то есть установление полного повиновения. Менеджер давал работникам четкие указания, после чего контролировал их действия. Во-вторых, инструкции менеджера считались единственно верными. Подразумевалось, что приказы не должны подвергаться какому-либо сомнению, а об альтернативных вариантах и речи идти не могло. В-третьих, закономерно, что в таких условиях, со стороны работников не допускалось никакого творчества и независимости в решениях. В-четвертых, работники были наемной силой, которая всегда была в избытке, а значит, особого значения для организации не имела. Компании не считали себя обязанными ни в чем, хотя и ожидали от рабочих лояльности. Далее, масштабы деятельности обычно ограничивались границами страны или региона, но почти никогда - международными. О глобализации тогда еще не говорили. И наконец, компании всеми средствами пытались обеспечить себе стабильность и были уверены в этой стабильности. Внешняя среда еще не была такой изменчивой, поэтому будущее во многом казалось предсказуемым.

Но такая система не могла быть вечной. Первым шагом к формированию нового стиля управления стала разработка Фредериком Тейлором концепции научного менеджмента. Тейлор разработал стимулирующую систему оплаты труда, включающую в себя меры наказаний и поощрений в виде, соответственно, вычетов и надбавок. Были предприняты попытки выделить каждый элемент производственного процесса и проанализировать его в отдельности, а поиски потенциала развития предприятия также стали применимой для сегодняшнего дня идеей.

За школой научного менеджмента последовала классическая школа управления или административная школа. Предпосылками к ее формированию стали открытия в области науки и техники, укрупнение и рост размеров организаций, расширение рынка товаров и услуг, рост влияния профессиональных менеджеров и ряд экономических кризисов начала столетия.

Среди основных положений административной школы можно выделить разделение процесса управления на несколько взаимосвязанных функций (планирование, организация, предсказание, распорядительство, координи-рование, контроль).

Такое дробление считалось более приоритетным, нежели по принципу сфер приложения управленческой деятельности: финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом и другие.

Более того, стоит отметить, что функциональные цели основатель рассматриваемой школы Анри Файоль разделял на три группы: административные, технические и экономические. При восхождении вверх по лестнице иерархии значимость экономических функций убывает, а административных, соответственно, - возрастает. Разработав свою теорию управления и основные принципы менеджмента, Файоль фактически первым выразил представление об организации как о цельной, рационально сконструированной иерархичной системе.

Следующей школой менеджмента считается бихевиоризм или так называемая школа человеческих отношений. Повлияли на развитие данного направления такие важнейшие факторы, как рост влияния профессиональных союзов, недовольство рабочих и растущая потребность в высококлассных менеджерах.

Представители данного направления отталкивались от того, что организация - это социальная структура, где каждый работник - личность, а значит прежние подходы к мотивации и управлению сотрудниками не могут считаться подходящими. Ряд современных авторов подчеркивает, что принципы мотивационного менеджмента, разработанные данной школой, не перестали быть актуальными и сегодня .

С течением времени традиционные приемы менеджмента становились все более проблематичными в применении. Устаревали инструкции и ожидания, будущее уже не казалось таким предсказуемым, окончательно потеряли свою актуальность концепции беспрекословного подчинения и диктатуры.

XXI век и вовсе столкнул менеджеров с рядом процессов, которые невозможно было не учесть в управленческой деятельности. Вследствии внедрения современных производственных концепций и наукоемкости производства сокращается численность персонала, повышается удельный вес специалистов, руководителей, рабочих высокой квалификации. Осуществляется переход к системе сотрудничества - “мы делаем одно дело”, организационная структура приобретает гибкость, становится горизонтальной. Именно за счет вовлечения персонала в процесс управления реализуется большая часть возможностей, важных для поддержания конкурентоспособности организации.

Сложные подходы к производственному процессу требуют постоянного обучения сотрудников через использование “трех китов”: теории, отраслевого опыта и опыта, накапливаемого лично в процессе производства. Это объясняется тем, что даже мотивированный сотрудник, если он не сведущ в вопросах деятельности организации, может быть опаснее, чем полностью безразличный, но проинформированный сотрудник.

Еще одной тенденцией стала ориентация на так называемое “предотвращение пожара,, , то есть предотвращение выпуска бракованной продукции и непрерывное улучшение качества товаров на таком уровне, чтобы конкурировать с технологическими новинками. Покупатели становятся все более избирательными, требуют от продуктов совершенства и уникальности, а также улучшения сервисного обслуживания.

Основным товаром XXI века становится услуга, что в свою очередь значительно видоизменяет условия производства, сбыта, производственные отношения.

Третий тренд заключается в том, что покупатели стали ценить легкий и быстрый доступ к товарам и услугам. Им также необходимо большее количество информации перед тем, как осуществить покупку. Здесь на помощь менеджерам приходит сеть Интернет. Потоки информации, таким образом, будут идут в обе стороны: покупатели смогут получать интересующие их данные о продуктах, а управленцы компаний - статистические данные о своей клиентуре. Но данное преимущество требует от менеджмента более быстрого принятия решений, реакций на нужды покупателей.

На современном этапе общественного развития важно отметить уникальный уровень благосостояния, при котором большинство уже ориентировано на удовлетворение таких потребностей, как социальные потребности, потребности в самореализации. Это должно учитываться и при производстве товара, и при формировании имиджа компании, и, что не менее важно, при разработке системы мотивации персонала.

Значительность изменений в экономической жизни XXI века станет причиной выделения такого периода как периода новой, шестой управленческой революции.