Каталог статей

Полякова Юлия Владимировна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени М. И. Туган – Барановского

Энергетическая политика Европейского Союза

Энергетическая политика носит определяющий характер, так как именно посредством неё создаются необходимые для существования любого промышленного производства предпосылки. Вопросы энергетики были одним из ключевых факторов создания Европейского союза. Однако несмотря на значительную важность данных вопросов, они не стали отдельной опорой ЕС в дальнейшем. Политика в области энергетики считалось прерогативой национальных государств и в ЕС не существовало единой энергетической стратегии. В последние годы по мере усиления интеграционных процессов в рамках Евросоюза наблюдается заметная активизация усилий по разработке и реализации единой энергетической политики как внутри ЕС, так и в отношении стран, не входящих в это объединение. Исходя из всего этого, можно заключить, что данный вопрос является весьма актуальный на сегодняшний день.

Энергетическая политика, как и все другие разработки сообщества, оцениваются по тому вкладу, который она носит в достижение основных целей Маастрихтского договора — создание единого рынка, поддержание устойчивого и стабильного энергетического роста, создание новых рабочих мест и процветание граждан. С 1999 года после введения в действие Амстердамского договора, энергетическая политика рассматривается в качестве фактора устойчивого развития сообщества. Важную роль играет Договор к Энергетической Хартии, подписанный в декабре 1994 года и вступивший в силу в апреле 1998 года. На сегодняшний день данный документ подписала 51 страна Европы и Азии. Договор является многосторонним, юридически обязательным инструментом межправительственного сотрудничества в области энергетики. При его создании предполагалась выработать универсальные правила торговли энергией [2].

В разработке и принятии решений в энергетической политике принимают участие все руководящие органы ЕС, но главную роль играет Еврокомиссия. Вопросами оперативного характера занимается Генеральный Директорат по энергетике и транспорту.

К настоящему времени в ЕС разработано значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные вопросы в сфере энергетики. С 1 июля 2004 года основным нормативно-правовым актом ЕС, регулирующим функционирование европейского газового рынка, стала принятая 26 июня 2003 года директива 2003\55\ЕС (вторая газовая директива), направленная на замену Первой Директивы ЕС\30\ЕС от 22 июня 1998 года. С июля 2004 года все промышленные покупатели были наделены правом выбора поставщиков газа. А с июля 2007 года рынки стали полностью открыты для всех потребителей без исключения. Открытие национальных газовых рынков ЕС расширяет юридические возможности производителей газа для прямого выхода на европейского потребителя, минуя посредников, компании-перепродавцы. Требования второй газовой директивы стали частью национального законодательства стран-членов. Цель директивы стоит в ускорении создания единого газового рынка ЕС на основе интеграции национальных газовых рынков государств-членов ЕС [1].

В марте 2006 года была опубликована Зелёная книга, которая была призвана стать основой единой энергетической политики ЕС. В ней провозглашаются основные принципы дальнейшего развития европейской энергетики. Прежде всего подчёркивалось стабильность энергоснабжения ЕС, одного из главных мировых нетто-импортёров энергоносителей. Этот документ стал основой дальнейшей дискуссии и консультаций с странах ЕС по вопросам энергетики.

Предполагается, что политика ЕС должна строиться при учёте взаимодействия всех участников энергетических поставок. ЕС необходимо диверсифицировать импорт, искать новые пути поставок из Северной Африки и Ближнего Востока, создавать новые терминалы по приёму сжиженного газа.

Среди других задач в энергетике необходимо повысить уровень энергоэффективности и снизить уровень энергопотребления на 13 % к 2020 году, довести долю возобновляемых источников энергии до 20 % с нынешних 7 %, уменьшить выбросы углекислого газа на 20 %. Европейский Союз в ближайшем будущем собирается резко увеличить производство атомной энергии, обделённой вниманием в недавнем прошлом. В отдалённой перспективы Еропейский Союз предполагает перейти на стандарты «водородной экономики», основанной на принципах нецентрализованного распределения энергии [2].

Таким образом, наиболее важным для ЕС в энергетическом секторе является достижение следующих целей:

  1. всеобщая конкурентоспособность;
  2. сближение законодательства государств-членов в целях обеспечения функционирования внутреннего рынка;
  3. уменьшение зависимости Сообщества от импорта энергоносителей;
  4. географическая диверсификация заграничных поставок, обеспечение их безопасности и стабильности;
  5. внедрение энергосберегающих технологий, снижение энергоёмкости промышленного производства и развитие альтернативной энергетики.

Литература:

  1. Буряк П.Ю., Гупало О.Г. Європейська інтеграція і глобальні проблеми сучасності: Навчальний посібник. -К.: «Хай-Тек Прес», 2007. -336с.
  2. [сылка более недоступна}