Каталог статей

Юрьевская Елена Михайловна
Севастопольский гуманитарно-экономический институт

Пути формирования эффективного развития туристско-рекреационной сферы

Присутствие глубоких противоречий в организационной структуре туристско-рекреационной отрасли является главным показателем современного состояния этой сферы. В условиях экономических преобразований в обществе, туристско-рекреационная область перешла из государственного сектора экономики и переживает изменения, которые сопровождаются формированием новой системы межрегиональных и внешнеэкономических связей. Система организации туристско-рекреационного комплекса в настоящее время отражает происходящие в стане процессы перехода от централизованной административной системы, базирующейся на государственной форме собственности к хозяйственному механизму, включающему различные формы собственности. Ликвидация механизма контроля сопровождалась отсутствием координирующей системы регулирования и изменений в концептуальных подходах к развитию области, привели к изменению ее эффективности и признания как источника пополнения бюджета всех уровней. В наше время рекреационно-туристические возможности рекреационных зон используются не в полном объеме. Необходимость развития этой сферы и использование рекреационных ресурсов освещено в Законе Украины “Про Туризм”, где указано на необходимость условий для стимулирования отрасли, как высокорентабельной в национальной экономике страны. Таким образом актуальность темы обусловлена необходимостью выявления путей эффективного функционирования этой сферы путем анализа международного опыта и применения адаптированных методов к современным условиям для улучшения экономических показателей туристско-рекреационного комплекса. Большая научно-исследовательская работа по проблемам функционирования туристско-рекреационной отрасли проделана отечественными и зарубежными учеными такими как: Квартальнов В.А., Копач М.В., Кузик С.П., Федорченко В.К., Лукьянова Л.Г., Гринен Л.С., Канищева И.И., Дж. Уокер, М. Хаммер, Жд. Чампи и другие. После проведенного исследования можно сказать о том, что все научные разработки подлежат дальнейшему уточнению и проработкам в развитии отрасли в целом. Выявление проблем в развитии рекреационной сферы позволяет дать полную оценку проблемам, которые существуют в туристско-рекреационной сфере регионов и снижает их эффективное функционирование. К таким проблемам относятся:

  • несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей эту отрасль с точки зрения рыночной экономике;
  • несоответствие системы управления туристско-рекреационной сферы к внутригосударственным и региональным условиям хозяйствования;
  • отсутствие реестра регионального уровня объектов деятельности сферы туристско-рекреационного комплекса Севастопольской зоны;
  • несовершенство материально-технической базы;
  • несоответствие качества услуг мировым стандартам;
  • нецелевое и недостаточное использование территории рекреационных зон;
  • использование рекреационных территорий с нарушением экологических стандартов;
  • несовершенство налогового законодательства в повышении инвестиционных потоков в туристско-рекреационный комплекс;
  • отсутствие механизма по контролю и учету как плановых так и стихийных туристических потоков с целью реального пополнения городского бюджета;
  • несовершенна система профессиональной подготовки специализированных кадров;
  • несовершенство качественных характеристик субъектов индустрии туризма и их способности удовлетворять потребности различных категорий туристов.

Анализ развития туризма в регионах дал возможность выявить не только главные проблемы в развитии туристско-рекреационной сферы, которые самым прямым образом влияют на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, но и определить основные пути решений и реализации этих проблем для формирования путей эффективного развития отрасли с предложением следующих мер:

  • усовершенствование законодательной базы в развитии деятельности туристско-рекреационной зоны;
  • соглашение по поводу расширения сотрудничества в сфере туризма путем договорных отношений с поставщиками туристов в регионах Украины, а так же стран СНГ;
  • разработка программ на межрегиональном и межведомственном уровнях по развитию и поддержке приоритетных видов туризма;
  • внедрение программ поддержки субъектов, предоставляющих туристско-рекреационные услуги с учетом продвижения и популяризации местного туристического продукта;
  • разработка методов по регулированию цен на местный тур продукт и его внедрение;
  • разработка комплексных программ по вопросам научно-технического и экономического сотрудничества с регионами Украины, с целью двухстороннего сотрудничества по определению путей увеличения объемов по предоставлению туристских услуг;
  • разработка программ по отслеживанию плотности туристских ресурсов и их рационального использования;
  • внедрение программ по поддержке въездного социального туризма;
  • углубление партнерских отношений между предприятиями, осуществляющих услуги туристско-рекреационного характера;
  • проведение комплексной инвентаризации туристско-рекреационного потенциала регионов для целевого использования;
  • использование финансовых средств, полученных от субъектов, осуществляющих туристическую деятельность, на развитие рекреационной инфраструктуры и развитие экологических программ;
  • проведение мониторинга рынка и маркетинговых исследований с целью изучения спроса на услуги туристско-рекреационной деятельности и предупреждение негативных сторон этого бизнеса;
  • разработка новых бизнес моделей по удовлетворению потребностей рынка, что позволит сформировать потенциал всей деятельности туристско-рекреационной сферы, направленных на удовлетворение потребностей, качества и безопасности услуг.

Из выше изложенного следует отметить, что усовершенствование договорно-правовой базы внутренних и внешних отношений и углубление сотрудничества на всех уровнях туристско-рекреационной сферы дает возможность для более эффективной деятельности. Объективность трансформации в системе управления отраслью регионов, а так же система правового регулирования и внедрение региональных программ развития заинтересует отечественных предпринимателей и инвесторов в усилении туристско-рекреационных зон, решению экологических проблем, что прямым образом приведет к привлечению и повышению туристических потоков как отечественных так и зарубежных.

Список литературы

  1. О внесениях изменений к Закону Украины “Про Туризм”: Закон Украины от 18.11.2003 г. № 1282-IV// Официальный вестник Украины.- 2003.-№50-Ст.2600
  2. Картошевская И.Ф. Географические системы управления туризмом//Культура народов причерноморья.-№34-Ноябрь 2002.
  3. Стафийчук В.И. Рекреалагия // В.И. Стафийчук-К:» Альтерпрес»,-2008.