Каталог статей |
Курбанова З.З.
Интеграционные процессы и проблемы становления современных межрегиональных экономических связейРазвитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного хозяйства. Интеграционные процессы заметно активизировались во второй половине ХХ века. Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико –методологической базы. В России интеграционные процессы тесно взаимосвязаны с происходящими преобразованиями. Среди наиболее важных факторов, влияющих на становление современных межрегиональных экономических связей, следует выделить:
Интеграция в России была и остаётся важным индикатором общей социально – экономической ситуации в стране и, одновременно, важнейшим механизмом улучшения этой ситуации. Региональная интеграция – явление многих факторов и составляющих, происходит в различных сферах (экономике, политики, социальной сфере). К тому же в настоящий момент данное явление становится всё более важным внешним фактором общественно экономического развития стран. В этой связи исследование интеграционных процессов имеет большое практическое и теоретическое значение для эффективного использования возможностей. Процесс региональной интеграции обуславливает возникновение различных политических, социальных и экономических противоречий и негативных явлений. Поэтому исследование таких явлений обладает нарастающей актуальностью в плане обнаружения причинной обусловленности, закономерностей их оптимального развития. (2) В современных условиях развития российской экономики наблюдается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической жизни страны. В методологическом плане мы можем отметить, что одной из важнейших форм реализации региональной экономики выступает региональная политика. Основным направлением государственной региональной политики в нашей стране является укрепление федеративных отношений. (3) Региональная политика федерального Центра достаточно длительно останется результатом компромисса между действиями, направленными на преодоление стремлений и усилий по стимулированию очагов и точек роста. В этом плане федерализм не должен рассматриваться как «стимулятор» экономического и политического кризиса, а как инструмент обеспечения большей национальной интеграции и экономического роста. Региональная политика федерального Центра в первую очередь должна быть направлена на: обеспечение экономического развития в регионах. Без перехода экономики в стадию роста все разговоры об эффективности любой экономической политики (и, в первую очередь - интеграционной) – бессмысленны. Устранение не эффективного перемещения ресурсов, прежде всего чрезмерной миграции населения и неоправданной концентрации капиталов; обеспечение реконструкции промышленности и её приспособление к рыночной системе; поощрение и поддержку подготовки и реализации межрегиональных программ, прежде всего в области инфраструктурных проектов и установлении долгосрочных кооперативных связей между регионами, приводит к возможности сгладить многие межрегиональные противоречия, которое будет содействовать согласованности экономической политики субъектов Федерации. Заключающаяся в обеспечение гарантии большей финансовой независимости регионов от центра, укрепление доходной базы региональных бюджетов, расширение прав регионов в налоговой и бюджетной политики, даёт возможность не только в большей степени сбалансировать региональные бюджеты и уменьшить трансферты. По опыту других стран, видно, что если поднять уровень доходов региональных бюджетов, можно сделать политику региональных властей более ответственной и нацеленной на долгосрочные задачи экономического развития и роста. Исходя, из вышесказанного можно выделить, три группы первоочередных направлений федеральной интеграционной политики. В первую группу входит развитие правовой и институциональной базы интеграции. Сюда можно отнести: завершение создания правовых основ экономических взаимоотношений «центра»; субъектов Федерации, местного самоуправления; поддержка к становлению и развитию интеграционных форм пространственной организации и саморазвития экономики (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, межрегиональные финансово – промышленные группы и т.д.) Во вторую группу можно отнести инвестиционную деятельность по улучшению качества экономического пространства, отличающаяся обеспечением функционирования магистрального транспорта, энергетической системы и основных телекоммуникаций. Концентрация финансовых ресурсов на осуществлении федеральных интеграционных программ, таких как ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье», «Сибирь» и т.д. даёт приоритетное финансирование тщательно отобранных производственных и инфраструктурных объектов (за пределами ореолов федеральных программ), которые активизируют межрегиональную интеграцию. Третья группа – это направление экономических регуляторов на усиление однородности и интегрированности экономического пространства. Здесь имеется ввиду устранение основных противоречий бюджетного федерализма; налаживания банковской системы и платежеспособности действующих субъектов рынка; рост транспортных и энергетических тарифов, создания оптового рынка электроэнергии, сохранение экономического контроля государства над стратегическими и структурообразующими объектами, а также природными ресурсами; селективная поддержка предприятий, особенно градообразующих, в депрессионных районах; обеспечение внешнеэкономической безопасности регионов. Это позволяет сделать два вывода. Во – первых, с точки зрения региональной политики экономическое развитии должно быть в значительной мере деятельностью самих региональных властей и её стержнем должна являться работа, которая направлена на институциональное обеспечение преимуществ каждого конкретного региона в сфере экономического климата (включая инвестиционный и предпринимательский климат). Это приводит к улучшению экономической обстановки в стране в целом, что, означает успешное развитие и сосредоточение регулирования региональной экономики со стороны федеральных властей действительно в сфере государственных финансовых трансфертов. Во – вторых, роль федерального центра должна определяться в создании таких институциональных условий, которые способствовали бы действенному развитию региональной инициативы в области институционального строительства, а также эффективном использовании финансовых трансфертов для сдерживания наиболее острых выбросов дифференциации доходов и коммунальных удорожаний по отдельным регионам (транспортные тарифы, энергетические тарифы, сельскохозяйственные дотации и др.) К развитию интеграционных процессов серьёзный стимул даёт политика федерального Центра в области межбюджетных отношений, с чем согласны большинство исследователей такие как: Гранберг А.Г., Ушвицкий М.Л., Читипаховян П., Чкалова О., Щеголева Н.Г. Подобная политика ведёт к уменьшению собственных налоговых доходов территорий, что в свою очередь заставляет субъекты Российской Федерации искать всё новые источники пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов, зачастую и за счёт повышения эффективности функционирования экономики регионов, усиления межрегиональных связей. Регион становится центральным звеном проводимой государством политики преобразования современной российской экономики. (4) Регионализация экономики, являющаяся одной из форм её трансформации, получили дополнительный импульс в результате преобразований в общественной и экономической сфере России. Преодоление присущего плановой экономике отраслевого принципа управления хозяйственной жизнью страны открыло возможность для полноправного развития территориально – институциональных форм организации производственно – экономической деятельности в регионах. Федеральный принцип государственного устройства России позволил сформулировать конституционно – правовой и политический каркас демократических преобразований почти во всех сферах общественно – политической жизни, в том числе и для регионализации экономического пространства страны. Обретение статуса субъектов Федерации республиками, краями, областями страны обусловило институционально правовую базу трансформации экономики России в контексте её административно - территориального деления. В среде проблем глобализации вопросов региональной политики важное место отводится территориально- политическому устройству федерации. Процесс регионального структурирования пространства, а также полное включение регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь на национальном и транснациональном уровнях – есть регионализация. Полуденная М.В., Попов Р.А., Савельева С.Б. и др. пришли к выводу, о необходимости проведении политики поэтапной интеграции региональных социально- экономических комплексов в единое экономическое пространство национальной экономики. Такая точка зрения обусловлена тем, что на состоянии экономики регионов России отрицательно сказывается ослабление и распад складывавшихся десятилетиями хозяйственных связей между регионами, хозяйствующими субъектами. Особенно усиленно экономическая дезинтеграция сказалась на экономических связях между регионами страны в 90-е годы XX столетия. Это был в значительной мере естественный процесс, диктуемый необходимостью адаптации к рыночным отношениям, вхождением в мировую экономику. Вместе с тем фактическая потеря контроля со стороны государства над происходящим в экономике и социальной сфере, допущенные в ходе реформ ошибки привели к тому, что перевод экономики страны на рыночную основу сопровождался большими экономическими, социальными, политическими издержками. К наиболее существенным последствиям, влияющим в настоящее время на экономическое развитие страны, относятся следующие: 1. Сжатие внутреннего рынка, обусловленного падением внутреннего производственного и потребительского спроса, существенным ростом тарифов на энергоносители и грузовые перевозки, приходом на российский рынок конкурентоспособной зарубежной продукции. 2. Фактический распад реального сектора народного хозяйства на две, в значительной мере, самостоятельные части: внутреннеориентировочные и экспертно-ориентированные отрасли. Точки пересечения этих двух секторов находятся в основном в сфере инфраструктуры. 3. Возникновения крупных финансово – промышленных групп, вертикально - интегрированных многоотраслевых холдингов, контролирующих значительную часть производства и сбыта важнейших видов продукции (так называемые олигополии). В своей деятельности они зачастую не учитывают долговременные интересы государства, конкретных субъектов Российской Федерации, среднего у малого бизнеса, населения, а эффективных действий федеральной власти, направленных на ограничение монопольных устремлений и политического влияния олигополий, пока не просматривается. 4. Фрагментация единого экономического пространства на множество мелких, локальных рынков, сопровождающаяся концентрацией успешно работающих предприятий в одних регионах. Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации, напрямую зависит прежде всего от наличия на их территории успешных предприятий экспортно – ориентированных отраслей. (5) В условиях рыночной экономике происходящие в нашей стране исследование данной проблемы должно основываться на теории управления. Специализация, кооперация и интеграция различных территориальных структур играют важную роль в повышении эффективности их функционирования, т.к. территориальная экономическая интеграция должна сопровождаться диверсификацией основных видов деятельности территориальных комплексов под рыночный спрос. В таком толковании теоретической трактовке территориальная экономическая интеграция получит наиболее ощутимый социально- экономический результат. При этом интеграцию различных объектов и различных видов деятельности, следует рассматривать как объективную категорию общественного воспроизводства. Литература
|