Каталог статей

Марков В.К.
Докторант Саратовского государственного социально-экономического университета, Россия

Обеспечение синергического эффекта в процессе стратегического планирования в нефтегазовом комплексе

Одной из концептуальных задач стратегического планирования в нефтегазовом комплексе является поиск и обеспечение синергического эффекта.

Синергический эффект преимущества которого показаны ставшей классической формулой «2+2=5» или, говоря словами И. Ансоффа, когда суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости. Действительно, синергизм позволяет предприятию нефтегазового комплекса ускорить внедрение инноваций, добиться увеличения объемов продаж продукции, сокращения издержек и расходов на управление». Приемами синергизма на предприятии нефтегазового комплекса, по нашему мнению, должны быть:

  • фокусирование ключевых функций, т.е. обеспечение оптимизации глубины вертикальной производственной интеграции при одновременной концентрации усилий на факторах, определяющих получение прибыли от бизнеса. Преимущества вертикальной интеграции, которая достигается на основе объединения предприятий нефтегазового комплекса, находящихся на разных уровнях технологической цепочки одного хозяйственного процесса, справедливо отмечают ряд ученых. Так, одни обнаруживают более эффективное распределение ресурсов, снижение цены товара или получение большей прибыли при сохранении исходной цены благодаря более низким издержкам по закупке факторов производства, их доставке, либо продаже конечного продукта. В свою очередь другие указывают, что подобная интеграция позволяет ускорить внедрение последних достижений НТП и создать мощные научно-исследовательские базы, новые информационные технологии, сложное оборудование и т.д., что особенно значимо для стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса. С другой стороны, фокусирование ключевых функций предполагает введение мер по максимизации прибыли предприятия нефтегазового комплекса, для получения которой нужно постоянно совершенствовать критические зоны технологического цикла, то есть концентрировать внимание на ключевых стадиях стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса;
  • внедрение комплексных автоматизированных систем менеджмента в на предприятиях нефтегазового комплекса. На современном этапе развития на смену автоматизированным системам управления (АСУ) 80-х годов прошлого века приходят похожие по набору решаемых задач, но на качественно иной идеологической и технической базе автоматизированные информационные системы (АИС) предприятия, которые включают функциональные подсистемы (технической подготовки производства, перспективного планирования и прогнозирования развития предприятия, маркетинговых исследований, оперативного управления материальными, трудовыми и финансовым ресурсами, сбыта и реализации готовой продукции, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности), а также сетевые технологии интеграции и обмена информацией. Задачей автоматизированной информационной системы предприятия должно быть объединение так называемых «островков автоматизации», которые создавались произвольным образом в течение многих лет на предприятиях нефтегазового комплекса в полноценную систему.

Ключевым аспектом для всего процесса стратегического планирования на предприятиях нефтегазового комплекса является нацеленность на НИОКР, поиск синергического эффекта в сфере НИОКР. В качестве приемов концентрации на НИОКР, с нашей точки зрения, должны быть:

  • создание преимуществ в области издержек за счет исключения несогласованных параллельных исследований, в первую очередь в сфере фундаментальных НИОКР. Для этого, по нашему мнению, необходима система информации и ее хранения, возможность быстрого доступа к базе данных об инновациях, а также систематическое ее обновление;
  • поиск возможностей в бизнес-отделениях самостоятельного выполнения НИОКР для создания преимуществ в области качества. Действительно, сотрудники предприятий имеют объективное желание выполнять исследования своими силами по причине того, что наиболее глубокое понимание любой проблемы приходит тогда, когда сам занимаешься ее решением. Поэтому некоторые предприятия нефтегазового комплекса стараются создавать у себя специализированные подразделения по «доводке» изобретений авторов нововведений (НИИ и КБ). Такой подход, кроме уже отмеченных преимуществ, позволяет приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя;
  • создание преимуществ во времени за счет разделения краткосрочных НИОКР, направленных на повышение конкурентоспособности существующих продуктов, и научно-исследовательских задач долгосрочного характера;
  • поиск ноу-хау при интенсивном обмене опытом во всех функциональных подразделениях. Нефтегазовые предприятия должны вести поиск новых технологий различными способами. Отметим, что каждому предприятию нефтегазового комплекса необходимо тщательно следить за изменениями в области патентной, технической и рыночной информации во всем мире. Для этого полезно создавать организационные структуры для сбора информации, основной персонал которого составляли бы люди, хорошо знающие английский и японский языки, имеющие подготовку в области науки, инженерных дисциплин, экономики и права. Причем, для повышения эффективности научных исследований, необходимо использование информационных систем хранения и поиска сведений об инновациях для сокращения времени на поисковые работы; упорядочения накопленных данных об инновациях; исключения дублирования работ исследователей за счет использования уже проведенных разработок; выявления путей дальнейшего развития инновационных возможностей. Вместе с тем повышению результативности поисковых работ способствует циркуляция информации между подразделениями и отдельными сотрудниками нефтегазовых предприятий.