Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пархоменко И. А.
Организация управленческого учета в предприятиях торговлиС переходом Украины к рыночной экономики и с изменением формы собственности отраслей экономики увеличивается объем торговли, как оптовой, так и розничной. Предприятия розничной торговли должны осуществляет не только торговую, но и заготовительную и другие виды деятельности, осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций. В таких условиях повышается роль и значение управленческого аппарата в торговых предприятиях. Управленческий аппарат розничного предприятия должен обладать достаточными знаниями в области управленческого учета. Основными функциями управленческого учета выступают прогнозирование, планирование, организация, учет, контроль, регулирование, стимулирование и анализ. Управленческий учет – это новая комплексная отрасль экономических наук. В этом его большое преимущество, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям. Основное назначение управленческого учета – это производство информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Вопросы управленческого учета применительно к розничным торговым предприятиям и в теории и на практике начали рассматриваться совсем недавно. В основном данная тематика рассматривается в трудах таких ученых как Карпова Т. П., Николаев Г. А., Скрипа Н. Н., Чернов В. А., Керимов В.Э., Сухов Р.А. и др. Целью статьи является рассмотрение вопросов построения системы управленческого учета в торговле, а именно необходимости управленческого учета, классификации расходов, принятие текущих управленческих решений в торговых предприятиях и формирование необходимой информации для них, а также бюджетированию и управленческой отчетности. В управленческом учете важное значение имеет классификация расходов. Целью любой классификации расходов должно быть оказание помощи управленческому аппарату в принятии правильных, рационально обоснованных решений. Таблица 1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ
Классификация расходов в торговом предприятия позволяет повысить эффективность управленческого учета, усиливает его аналитичность и возможность выявления резервов повышения результативности производственной и коммерческой деятельности торговой организации. Также важное значение наряду с расходами в управленческом учете торгового предприятия является вопрос ценообразования реализуемых товаров, а вместе с ним и принятие управленческого учета в плане безубыточности. Так при рассмотрении вопрос ценообразования на реализуемые товары необходимо с одной стороны, установить такую цену, которая приносила бы организации прибыль, а с другой – цену, удовлетворяющую запросы покупателей. При установлении цен любая организация должна иметь четкую ценовую политику, без которой невозможно эффективно реализовать имеющиеся резервы. Для установления ценовой политики предприятия может руководствоваться различными стратегиями такими как:
Наиболее разумный подход установления цены – это активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних расходов, что выводит организацию на желаемый уровень прибыльности. При принятии управленческих решений в области ценовой политики важное значение имеет установление цены безубыточной реализации продукции. Точкой безубыточности является такой объем продаж, начиная с которого организация начинает зарабатывать прибыль. Для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. Немало важным в управленческом учете торгового предприятия является процесс бюджетирования. В свою очередь бюджет – это план деятельности потребительского общества или центра ответственности, выраженный в натуральных и денежных единицах. Он служит инструментом для управления доходами, расходами и ликвидностью. Процесс бюджетирования условно делится на следующие этапы:
Качественное бюджетирование предполагает участие в плановом процессе многих специалистов: маркетологов, экономистов, финансистов, бухгалтеров, технологов, заведующих магазинами, специалистов в области налогообложения, нормирования трудовых и материальных ресурсов и др. Бюджеты необходимо формировать на базе одного из альтернативных вариантов плана. Возможны следующие варианты: пессимистический, вероятностный и оптимистический. Пессимистический вариант должен преследовать минимальную цель и требовать максимального сокращения имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант должен ориентироваться на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант должен предусмотреть выполнение максимальной цели при эффективном использовании всех ресурсов. Составленный бюджет должен проходить согласование со всеми службами потребительского общества, участвующим и в его формировании, после чего он предоставляется на рассмотрение руководству. После одобрения руководством бюджет становится действующим. Таким образом, система бюджетирования, имеет целый ряд достоинств и в современных условиях является одним из наиболее передовых методов управления. Предприятия розничной торговли должны стать центрами кооперативных участков, осуществлять наряду с торговой, заготовительную и другие виды деятельности, осваивать и внедрять новые виды услуг и коммуникаций. Для этого на розничных торговых предприятиях внедряется оперативный учет и отчетность. К основным регистрам оперативного учета и отчетности на розничных торговых предприятиях можно отнести:
Данные этих регистров позволят руководителю розничного торгового предприятия иметь ежедневную, еженедельную и ежемесячную информацию о:
Ведомость ежедневного учета продаж по видам и группам товаров (табл.2) предназначена для сбора информации, как о количестве, так и о сумме проданных товаров по их видам и группам. Итоговая информация в данном регистре формируется в конце рабочего дня. Книга оперативного учета доходов розничного торгового предприятия (табл.3) предназначена для обобщения информации в целом по торговому предприятию за неделю и за месяц. Данный регистр заполняется на основании информации, получаемой из ведомостей ежедневного учета продаж по видам и группам товаров. Таблица 2 ВЕДОМОСТЬ ЕЖЕДНЕВНОГО УЧЕТА ПРОДАЖ ПО ВИДАМ И ГРУППАМ ТОВАРОВ
(Автором таблицы является Керимов В.Э.) Таблица 3 КНИГА ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ДОХОДОВ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ с_____________ по______________
(Автором таблицы является Керимов В.Э.) Таблица 4 КНИГА УЧЕТА РАСХОДОВ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
(Автором таблицы является Керимов В.Э.) Книга учета расходов розничного торгового предприятия (табл.4) составляется в конце месяца на основании первичных документов. Она содержит информацию об издержкоемкости отдельных видов и групп товаров. Разработанные регистры оперативного учета вооружает менеджеров розничных торговых предприятий необходимой информацией для эффективного управления производственной и коммерческой деятельностью. Таблица 5 ОПЕРАТИВНЫЙ ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
(Автором таблицы является Керимов В.Э.) Рассмотрев особенности организации управленческого учета в торговли можно сделать вывод, что, не смотря на многолетнее отрицания учеными того, что управленческий учет не характерен и не приемлем в торговых предприятиях, а особенно розничной торговли, он на самом деле эффективно внедряется и функционирует. Особенно это прослеживается в вопросах связанных с классификацией расходов, ценообразования и принятия управленческих решений. Также в системе управленческого учета разрабатывается бюджетирование. А вся полученная информация в свою очередь сосредотачивается и накапливается в управленческой отчетности. Литература:
|