Каталог статей |
Белоусова
И.Н., Костенко Е.С.
Контроль качества аудиторских услуг и анализ затрат на его обеспечениеВ настоящее время проблема качества аудита стала актуальной для всех экономически развитых стран. Вопросы повышения качества аудиторских услуг и возможности его контроля рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне профессиональных объединений. В качестве услуг заинтересованы непосредственно и аудиторские организации, поскольку «деловая репутация», «имя аудитора» в сфере аудиторской деятельности, являются одним из критериев, которыми руководствуется потенциальный заказчик при заключении договора. Качество аудиторских услуг, в связи с банкротством крупных финансовых структур в США, повлекшее за собой прекращение деятельности одной из крупнейших аудиторских компаний «Arthur Anderson», стало вопросом обсуждения на самых высоких уровнях [2]. Поиск способов обеспечения и контроля качества в настоящее время имеет существенное значение для аудиторских организаций, общественных объединений аудиторов и государственных органов. Проведение международных конференций по проблемам контроля качества аудиторских услуг дает представление о том, что в данный момент задача является актуальной для зарубежных организаций и отечественного аудита. Проблемы соотношения качества и затрат нашли свое отражение в работах зарубежных авторов: В.Е.Деминга, Д.М.Джурана, К.Исикава, Ф.В.Кросби, Г.Тагути, А.Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и работах отечественных ученых: Г.Г.Азгальдова, Ю.П.Адлера, Л.М.Бадалова, А.В.Гличева, Б.И.Герасимова, Д.С.Демиденко, Н.Д.Ильенковой, Е.М.Карлика, Т.И.Леоновой, В.В.Окрепилова, Л.Е.Скрипко. Вопросам развития аудита посвящены работы зарубежных ученых: Р.Адамса, Дж.К.Лоббека, Дж.Робертсона и отечественных ученых — экономистов Е.М.Гутцайта, О.В.Голосова, Ю.А.Данилевского,Н.Т. А.Д.Шеремета [2]. Цель исследования заключается в детальном изучении процесса контроля качества аудиторских услуг и оценки затрат на его обеспечение. Качество аудита - одно из основных требований, предъявляемых к аудиторам пользователями аудиторских услуг. И это обоснованно, так как недостатки и упущения в работе аудиторов напрямую сказываются на деятельности предприятий, а также на престиже и доверии к работе аудиторов. Первым шагом к обеспечению качества работы аудиторов является включение непосредственно в аудит мероприятий по контролю качества. Не секрет, что обеспечение конкурентоспособности на рынке аудиторских услуг может достигаться путем повышением уровня качества оказываемых услуг и снижением затрат. Для получения конкурентного преимущества аудиторской фирме необходимо рассчитывать размер затрат, направленных на обеспечение качества. Расчет данных затрат является затруднительным по двум причинам: 1) категория затрат на качество является условной, для их оценки необходимо использование специальных методов; 2) отсутствие разработанных методов оценки этих затрат в сфере услуг и в аудиторской деятельности в частности. Аудиторским организациям необходима методическая помощь в создании методов обеспечения качества, приемов и способов его контроля, а также экономической оценки эффективности проводимых мероприятий. Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность и значимость их исследования. Надо заметить, что затраты на контроль качества аудиторских услуг должны быть оптимальными, но в тоже время занимать значительную нишу при организации аудита. Расчет данных затрат могут производиться по следующим методам:
Вопрос качества аудита возникает по сути после аудиторской проверки, во время обнаружения налоговыми органами существенных ошибок в проверенных документах. Качество – это заданный, определённый уровень требований, набор критериев, которому должны соответствовать, в данном случае, услуги по оказанию аудита [3]. Во-первых, нельзя не отметить важность принципов профессионального Кодекса этики, который в качестве критериев выделяет: честность; конфиденциальность; объективность; профессиональная компетентность; профессиональное поведение; предоставление консультаций; соблюдение требований технических стандартов. Однако сам клиент может формировать свои требования и критерии, например, максимальная точность, обоснованность аудиторских заключений и консультаций, выявление фактов мошенничества со стороны персонала, предупреждение ошибочных управленческих решений и прочие [2]. К сожалению, качество аудиторских услуг и их критерии носят переменчивый характер в зависимости от документа, которым руководствуются при выделении таких критериев. Например, МСА 220 «Контроль за качеством аудиторских услуг» выделяет три составляющие качества: этические, организационные и методические, а факторы, выделяемые данным стандартом, в некоторых аспектах совпадают с вышеуказанными критериями Кодекса этики и требованиями заказчика. В целом, качество аудиторских услуг можно определить как соблюдение требований действующего законодательства и стандартов аудита, соблюдение Кодекса профессиональной этики и профессиональная деятельность в сфере аудита. Качество аудиторских услуг можно так же определить как системное и систематическое соблюдение субъектом аудита в Украине требований Кодекса профессиональной этики аудитора, требований стандартов аудиторской деятельности, решений Аудиторской палаты Украины. Экономически оптимальный уровень качества аудиторских услуг достигается стандартизацией деятельности, состоящей в нахождении универсальных решений для повторяющихся задач аудита, направленных на достижение требуемой степени унификации в данной области. Существующие в настоящее время в Украине проблемы качества аудиторских услуг во многом связаны с недостаточным отражением вопросов организации и проведения аудита в законодательных актах. Литература
|