Каталог статей |
К.е.н. Смирнова И.И., к.е.н.
Симаков К.И.
Возрастание роли службы персонала в кризисных условиях работы предприятияНесовершенство механизма и проблемы управления персоналом отрицательно сказываются на результативном использовании кадрового потенциала предприятия в условиях нестабильной экономики. Поскольку эффективность функционирования предприятия наряду с технологическими и организационными мероприятиями определяется и уровнем состава и структуры персонала, от квалификации и профессионализма которого зависит качество принимаемых решений, сегодня для большинства руководителей остро стоит вопрос о необходимости совершенствования структуры и состава персонала в целях обеспечения его соответствия стратегическим целям и задачам предприятия. Кризисные явления определили новые требования к качеству работы службы управления персоналом и возрастанию ее роли на предприятии. Если раньше в обязанности работника отдела кадров входило исключительно ведение кадрового делопроизводства, то в настоящее время функции работников службы расширились по вопросам укомплектованности персонала и его текучести, создания систем ротации и развития персонала, а также обеспечения значимости каждого отдельного работника в достижении стратегических целей развития предприятия. В процессе управления персоналом на предприятии важную роль играют задачи оценки, контроля и диагностики деятельности отдельных работников и категорий персонала, анализ и прогнозирование рабочих мест, проводимых с учетом имеющихся планов развития предприятия, решения которых позволяют выявить результативность труда, фактический уровень квалификации и потребность работников. На основе полученных данных о потребностях в кадрах и их соответствия рабочим местам (должностям) необходимо проводить переподготовку или повышение квалификации. При этом необходимо учитывать такие переменные структурного, количественного и качественного характера в общем процессе организации переподготовки как: стратегию предприятия, структуру предприятия и персонала, ценностные ориентации и навыки работников. Переподготовка персонала с наибольшей эффективностью возможна только в случае реализации целостной концепции кадровой политики предприятия, основанной, прежде всего, на том, что персонал предприятия должен отвечать постоянно изменяющимся требованиям в части внедрения и эксплуатации новых производственных технологий и адекватно реагировать на все изменения нестабильной экономической среды. Важно осознавать значимость уровня компетентности руководящих работников в обеспечении эффективной производственной деятельности подразделений, находящихся под их руководством. Сегодня оценивать таких работников следует не только по их профессиональным знаниям и практическому опыту работы, организаторским способностям держать ситуацию в коллективе, но и по степени предприимчивости и инновационному опыту, умению достичь требуемой результативности. Персонал на основе своей подготовленности должен обеспечивать адекватное реагирование на эти изменения. В этой ситуации предприятия должны быть особо заинтересованы в повышении качественного состава работников за счет инвестиций в обучение, переобучение и повышение квалификации. Большое значение имеет создание эффективной системы развития персонала, предусматривающей следующие основные направления:
Одним из важнейших направлений совершенствования состава и структуры персонала является адаптация работников к новым условиям деятельности. Проведение востребованных реорганизаций ведет к необходимости освоения работниками новых должностных обязанностей и функций, совмещения работ, а это приводит к возросшей нагрузке, как на рядовых работников, так и на руководителей и как результат к необходимости формирования нового стереотипа трудового поведения работников. Отсюда службе управления персоналом необходимо совместно с руководителями подразделений направить все свои усилия на то, чтобы работники успешно овладели новыми рабочими местами, новыми обязанностями и функциями, хорошо ориентировались в изменившейся социальной среде на предприятии. Несложно предположить, что эффективность предприятия неизменно возрастет, если весь опыт, знания и интуицию, а также кадровый инструментарий, специалисты службы персонала, увяжут с ростом производительности труда работника. Поэтому постоянное повышение квалификации рассматривается как форма развития персонала, направленная на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков у работников по конкретному виду деятельности. Возрастает роль службы персонала и в воздействии на трудовой коллектив посредством мотивации повышения производительности труда. Основными направлениями такого воздействия являются:
Как нам представляется, своевременное решение задач по оптимизации численности, достижению высокой квалификации и профессионализма работников, анализу рабочих мест, адаптации персонала к новым условиям деятельности позволит предприятию скорее выйти из кризисного состояния и с наименьшими финансовыми потерями. Конечно, для этого специалистам службы управления персоналом нужны новые профессиональные навыки в области планирования, разработки и анализа стратегии развития предприятия, повышения его имиджа, принятия решений эффективного мотивирования работников. Литература:
|